В то время как госсектор занят масштабным проектом по внедрению универсальной информационной карты, банки осваивают мобильные технологии и строят архитектуру будущего, а ритейл перебирается в онлайн и ищет ИТ для сокращения издержек и борьбы с конкурентами. Чего еще не хватает этим секторам, выяснилось в рамках секционных заседаний CNews Forum 2012.
Ольга Петрова: Возможности RFID только начинают использоваться в полной мере
На вопросы CNews ответила Ольга Петрова, директор по маркетингу компании ISBC.
CNews: Насколько активно используются в госсекторе RFID-технологии в настоящее время?
Ольга Петрова: Возможности технологии RFID только начинают использоваться в полной мере. Пока 70% использования RFID – это СКУД на различных объектах, начиная от офисных зданий и заканчивая спецобъектами. Наиболее широко RFID применяются в транспортных проектах – бесконтактные билеты и многоразовые карты проезда, а также программы лояльности пассажиров реализованы с помощью этой технологии.
Далее идет образовательная сфера, в которой RFID применяются для безопасного доступа в здания и сооружения, а также для контроля за различными процессами. В нескольких ВУЗах страны появились кампусные карты. Ряд государственных библиотек также функционирует с использованием RFID технологий.
В медицине RFID только начинает применяться, в основном, конечно, эта технология используется коммерческими медицинскими учреждениями.
По нашему мнению, объемы использования RFID будут максимальными в сфере АПК. Но об этом можно говорить только как о перспективе.
CNews: В каких сферах, по вашему мнению, их использование наиболее эффективно?
Ольга Петрова: Медицина и логистика, где скорость совершения различных бизнес – процессов является критичной. Если в медицине от скорости работы, а также качества, доступности и безопасности данных зависят жизни людей, то в логистике и на транспорте скорость и качество совершаемых операций могут существенно улучшить транспортную ситуацию.
CNews: Стоимость RFID-меток достаточно высока. Каковы их преимущества по сравнению с другими подобными технологиями, например, штрихового кодирования?
Ольга Петрова: Преимущества очевидны – возможность считывания информации на расстоянии, возможность перезаписи информации, долгий срок службы.
Рассмотрим пример, с которым столкнулся АПК Казахстана, где присвоение уникального номера каждому сельскохозяйственному животному стало обязательным с начала 2012 г. Большинство предприятий решило использовать ушные метки со штрих-кодами. Но выяснилось, что эти метки неудобны в использовании – бегать по полю за каждым животным со считывателем, чтобы занести его в базу данных, оказалось крайне проблематично.
RFID метки могут быть считаны на расстоянии, для учета перемещения животных и их ветеринарного состояния на территории хозяйств располагаются специальные ворота, а служащие ферм обеспечиваются портативными считывателями. Информация о животном в системе обновляется после прохождения им ветеринарных процедур или изменения качественных показателей (вес, удой и др.)
Метки и карты не затираются, как штрих-коды, что очень актуально при использовании их в библиотеках и школах, где книги постоянно берут в руки, а карты используются десятки раз в день и находятся в физическом контакте с другими предметами.
Что касается стоимости, то это относительное понятие. Существует стоимость закупки и операционная стоимость. В некоторых циклах RFID метки или карты могут служить годами, а применение штрих-кодовой технологии потребует многократной замены и гораздо больше ручного труда. В итоге, использование штрих-кодов сравнится или даже превысит стоимость использования RFID технологий.
CNews: Существуют ли уже примеры эффективного использования RFID в госорганизациях?
Ольга Петрова: Как я уже говорила, это транспортные, образовательные проекты и СКУД.