В то время как госсектор занят масштабным проектом по внедрению универсальной информационной карты, банки осваивают мобильные технологии и строят архитектуру будущего, а ритейл перебирается в онлайн и ищет ИТ для сокращения издержек и борьбы с конкурентами. Чего еще не хватает этим секторам, выяснилось в рамках секционных заседаний CNews Forum 2012.
Сергей Акулич: Основой принятия управленческих решений должны стать статистика и математика
На вопросы CNews ответил Сергей Акулич, первый заместитель генерального директора IBA Minsk - вице-президент IBA Group.
CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации предприятий розничной торговли по сравнению с другими отраслями?
Сергей Акулич: Уровень информатизации любого сегмента рынка определяется, с одной стороны, объективными потребностями в тех или иных ИТ-сервисах, и инвестиционными возможностями, с другой стороны. Потребность крупного ритейла объективна в силу необходимости оперативной обработки больших массивов данных и большого количества транзакций, большой размерности задач планирования и управления цепочками поставок, необходимостью обеспечения непрерывности бизнеса. Ритейловый бизнес имеет возможности инвестировать в ИТ. В силу этих причин информатизация в секторе имеет очень хорошую динамику, и общий текущий уровень ее достаточно высок.
CNews: Существуют ли специфические особенности информатизации таких предприятий?
Сергей Акулич: Перечисленные выше объективные потребности уже во многом определяют специфику информатизации отрасли. Кроме этого, я бы акцентировал внимание на управлении запасами и цепочками поставок, необходимости оперативного управления географически распределенными объектами торговых сетей. С точки зрения общих задач управления крупным бизнесом, используемых ИТ-практик управления проектами и выбора ИТ-платформ для построения КИС – подходы и правила аналогичны другим сегментам рынка.
Компании IBA Group специализируются на работе с крупными клиентами как на рынках стран СНГ, так и в западных странах. Наш опыт сотрудничества с X5 Retail Group в РФ и крупными торговыми сетями западного рынка позволяет сделать такой вывод.
CNews: Насколько востребованы рынком ритейл инновации, такие как мобильные решения, облака и пр.?
Сергей Акулич: Мобильные устройства (смартфоны и планшеты) привнесли новые технологические возможности: непрерывность доступа к информации из любой точки, использование on-line и off-line режимов работы, геопозиционирование, использование встроенной камеры в совокупности с ПО распознавания, компактность устройств и удобство интерфейса.
Все эти возможности будут востребованы в крупном ритейле. В операционной работе – это повышение оперативности, снижение издержек и уровня ошибок в операционной работе (склады, торговые точки, управление заказами). В части стратегического управления бизнесом – это непрерывность управленческих процессов и контроля бизнеса, непрерывность поддержки принятия управленческих решений.
В части разработки мобильных приложений IBA Group специализируется на разработке специализированных мобильных клиентских приложений для хостовых корпоративных информационных систем. Опыт уже реализованных проектов показывает, что использование мобильных приложений в корпоративном сегменте предоставляет доступ к корпоративной отчетности и аналитике, обеспечивает непрерывность бизнес-процессов в крупных компаниях и позволяет повысить централизацию управления.
Технологии облаков более перспективны для малого и среднего бизнеса. Для крупного ритейла – это потенциально один из альтернативных архитектурных вариантов КИС.
CNews: Какие решения будут нужны отрасли в ближайшие годы?
Сергей Акулич: Уровень автоматизации операционной деятельности в крупном ритейле в данный момент уже высок. Без этого не был бы возможным эффективный крупный ритейловый бизнес в принципе.
Будущая востребованность ИТ, на мой взгляд, будет связана с задачами повышения эффективности ритейлогового бизнеса в целом с учетом его отраслевой специфики. Это задачи сегментирования рынка, оценки, моделирования и прогнозирования потребности в разрезе точек продаж, товарных групп, регионов, сезонного спроса, мониторинг эффективности и мотивационные модели персонала и подразделений компании.
Эффективное решение этих бизнес-задач базируется на использовании таких ИТ-инструментов как хранилища данных и BI, Big Data и “in-memory” технологий.
Опыт работы IBA Group показывает, что весьма перспективным направлением является реализация поддержки управленческих решений с использованием инструментов статистического анализа и прогнозирования (например, IBM SPSS) совместно с уже ставшими привычными инструментами BI/DWH, например, такими как IBM Cognos или SAP BusinessObjects.
В этом случае статистическая и математические науки, реализованные в ИТ-инструментах, становятся основой принятия обоснованных и объективных управленческих решений, цена которых в крупном бизнесе очень велика.
Другая тема – борьба с мошенничеством. Здесь наряду с расширением использования RFID-технологий потенциально просматривается применение инструментов классической аналитики и инструментов real-time анализа потоков данных.