Мобильность уже несколько лет называют одним из главных трендов информатизации бизнеса. Что в действительности происходит с мобильными гаджетами и приложениями для них в мире и России? Эксперты поделились практическим опытом в рамках конференции "Мобилизация бизнеса: на стадии активного роста", проведенной CNews Analytics и CNews Conferences.
О подводных камнях по внедрению BYOD в конкретной организации (имя не названо из соображений конфиденциальности) рассказал Юрий Белов, журналист CNews Analitycs. "Идея не сработает, если каждый сотрудник организации добровольно не поддержит ее, а для этого необходимо работать с коллективом. Технически система BYOD у нас была организована неплохо. Хорошая идея, детально проработанная на бумаге, оказалась не успешной на практике. Почему так вышло? Ответ один: человеческий фактор. Мы столкнулись с тем, что сотрудники занимали жесткую позицию, говоря, что все необходимые действия делают на работе, на почту тоже отвечают с рабочего компьютера. И нет нужды быть на связи постоянно. Кроме того, никто не хотел использовать личные устройства для рабочих целей. Вот такая психология. Люди так же опасались за сохранность своих конфиденциальных данных. Вообще, мы последнее время имеем дело с истерией на эту тему, которая активно развивается и СМИ, и отдельными конторами. Как мы ни объясняли в коллективе, что в устанавливаемом нами софте нет незадокументированных функций и все процессы прозрачны, с этим мнением ничего не удавалось сделать. Проблема в том, что мы должны были влиять на настроения до начала проекта, а не после. В этом была наша ошибка".
Мобильность в России началась именно с руководства, уверен Владимир Ходырев, менеджер по развитию мобильных технологий RRC Россия Motorola Solutions. И сейчас компании пытаются нащупать пути, по которым можно распространять мобильные сервисы дальше, захватывая HR-службу, продавцов, сотрудников "в полях". Но если заглянуть в будущее, то развитие, утверждает Владимир Ходырев, будет идти в ту сторону, где система BYOD просто не будет работать, потому что перейдет на уровень линейных работников. Эти работники, решая свои трудовые задачи, будут использовать специализированные мобильные решения, созданные именно для корпоративных нужд, поэтому свои девайсы им просто не понадобятся.
"Когда мы говорим о развитии мобильности при переходе от высшего руководства к линейным сотрудникам, то должны понимать, что будет часто встречаться саботаж, – предупреждает Владимир Ходырев. – Если топ-менеджмент реально заинтересован в достижении поставленных целей, то обычный работник в этом не заинтересован, он просто выполняет свои обязанности".
Мобильные приложения: проблемы разработки
О практических проблемах, связанных с созданием и эксплуатацией мобильных приложений, говорил Сергей Гринкевич, руководитель проекта компании "Спортмастер". Он сообщил, что, по мнению аналитической компании Forrester, 2012 г. является переломным в вопросе применимости мобильных технологий в бизнесе. Около 54% опрошенных компаний сообщили, что они либо уже имеют стратегию развития мобильного направления на 2012 г., либо планируют разработать такую стратегию в 2012 г. При этом встает вопрос о подборе персонала и выборе подрядчика.
Что касается персонала, то, по данным компании HeadHunter, позиция "разработчик под мобильные платформы" является самой востребованной из области ИТ. Такой специалист претендует на заплату от 70 тыс. руб. до 140 тыс. и выше, а продолжительность его работы в компании часто ограничивается одним-двумя проектами или 6–9 месяцами. При этом на рынке почти нет универсальных специалистов, способных в одиночку разрабатывать и поддерживать программы для наиболее популярных платформ. Проблема ресурсов же вообще не позволяет сосредоточить разработку и поддержку мобильных программ "внутри" компании. Дороговизна ресурсов делает нерентабельным наем программистов под разные платформы, а разнообразие таких платформ и форм-факторов (разрешение экрана, пользовательский интерфейс и т.п.) выдвигают слишком широкий набор требований к разработке. В отличие от создания и эксплуатации сайтов, разработка мобильных программ – это полноценное производство программного обеспечения (с проектированием, программированием, тестированием). Принятие решения о том, что компания выйдет на рынок со своим мобильным приложением, очень часто означает, что она (компания) "ввязывается" в полномасштабную разработку ПО.