Мобильность уже несколько лет называют одним из главных трендов информатизации бизнеса. Что в действительности происходит с мобильными гаджетами и приложениями для них в мире и России? Эксперты поделились практическим опытом в рамках конференции "Мобилизация бизнеса: на стадии активного роста", проведенной CNews Analytics и CNews Conferences.
О системе, с помощью которой можно быстро автоматизировать работу "полевого" персонала, поведал Денис Слабаков, генеральный директор компании EasyData. Решение компании ориентировано на неискушенных пользователей, которые смогут создавать анкеты любой сложности без затрат на программирование. Система призвана решить проблему контроля исполнения задания. Приложение позволяет ставить геометку, показывающую местоположение и маршрут передвижения сотрудника во время выполнения задания. Временная метка отмечает время начала и окончания заполнения анкеты.
Подобная система предназначена для аудита розничных точек силами сотрудников компании, автоматизации работы промоутеров. С помощью нее можно контролировать выкладку промо-материалов в точках продаж или проверять работу платежных терминалов и банкоматов.
Бизнес равняется на фастуд
За последние несколько лет характер ведения бизнеса изменился. Процессы перемещаются в интернет, растет значение социальных сетей. Вместе с бизнесом изменились сами предприниматели: они постоянно находятся в дороге и хотят быть мобильными.
"Бизнесмены желают видеть состояние своих дел из любой точки земного шара, – говорит Алексей Зотов, руководитель направления развития мобильных решений компании BSS. – Вот почему мы решили выпустить банк-клиент для планшета. Это полноценный канал дистанционного банковского обслуживания юридических лиц, который в состоянии поддерживать юридически значимый документооборот с банком и обеспечивать управление счетами предприятия в защищенной среде ДБО". Серверная часть при этом установлена в банке и интегрируется в систему ДБО BS-Client, в то время как клиентская часть загружается пользователем как мобильное приложение.
Появление подобного бизнес-приложения объясняется целым рядом предпосылок. "Во-первых, наши партнеры поддержали электронную подпись, то есть она теперь работает на планшетных компьютерах, и мы можем использовать эти решения для обеспечения юридически значимого документооборота с банком. Во-вторых, в рамках 63-го закона появилась простая электронная подпись, и банки активно пользуются ею. В-третьих, начался взрывной рост числа используемых в бизнесе мобильных устройств, прослеживается четкое желание бизнеса использовать планшетные компьютеры для того, чтобы увеличить эффективность своего бизнеса", – перечисляет Алексей Зотов.
В буровой компании "Евразия" к мобильным технологиям обратились после того, как предприятие перешло на систему централизованного казначейства и при этом были повышены требования к соблюдению платежной дисциплины в соответствии с условиями договоров. Браузерное решение, как рассказал Сергей Адрианов, начальник отдела управления КИС, здесь не подошло, так как не работало в отсутствие связи и имело неудобный интерфейс, а десктопное приложение создавало проблемы с согласованием платежей.
С помощью мобильных решений банк "Хоум Кредит" планирует превратиться в "финансовый фастуд", утверждает Виктор Ковалев, руководитель направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов ИТ банка. Департамент вынужден использовать мобильные технологии, чтобы знать все о каждой бизнес-точке, о каждом сотруднике и о каждой операции. При этом айтишники не считают, что мобильность – это светлое будущее. Просто это наше будущее, и с ним невозможно не считаться. Тенденцию к взрывному переходу платежной отрасли в новое качество отметил и Виктор Достов, председатель совета ассоциации "Электронные деньги".
BYOD: нет рабочим вопросам в личном девайсе
В понятие мобильности входит концепция BYOD: bring your own device. Продажи мобильных устройств растут лавинообразно, и, по мнению аналитиков, эту тенденцию мы будем наблюдать еще долго. Если сотрудники с удовольствием покупают, а затем приносят на работу свои собственные мобильные девайсы, то почему бы компаниям не использовать эту ситуацию с выгодой для себя, по принципу "не можешь остановить – возглавь"?
Подход компании "Крок" озвучил Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений. Мобилизацию бизнеса не следует начинать в хаосе, нужна разработка общей стратегии. Не стоит забывать и о пользовательском соглашении. Сотрудник должен точно знать, как и для чего он может использовать личные устройства в служебных целях, что запрещено и где лежит область ответственности. "Между рабочим и нерабочим временем стираются границы, – объясняет Константин Астахов. – Человек может находиться в командировке, в отпуске, может болеть. И эти события для него не являются помехой: он точно так же может внести какую-то информацию в бизнес-приложение, дать ответ и так далее. Причем сделать это сотрудник сможет относительно дешевым способом". Мнение это спорное, так как все-таки о личном времени в качестве "помехи" думают не сами сотрудники, а их начальство, если оно не привыкло думать о своих работниках как о людях с человеческими потребностями.