Сегодня во главу угла информатизации российского здравоохранения ставится построение "вертикали", нормативное обеспечение, выполнение планов ЕГИСЗ. Пока непонятно, будет ли от всех этих действий толк, приживутся на российской почве западные стандарты и сможем ли мы догнать США, где регулятор проводит во многом сходную политику. Эти и другие вопросы обсуждались на конференции "ИКТ в здравоохранении: новые цели в новых условиях", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Вячеслав Кадников: Ряду инициатив в рамках создания ЕГИСЗ явно не хватает централизации

На вопросы CNews ответил Вячеслав Кадников, директор департамента по работе с государственными организациями, ЕМС.

CNews: Как вы оцениваете результаты создания ЕГИСЗ в 2012 г.?

Вячеслав Кадников: В 2012 году участники процесса создания ЕГИСЗ как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков, получили первый опыт реализации законченных решений в рамках разработанных Минздравом концепций.

К сожалению, сделать выводы по итогам года достаточно сложно, во-первых, потому что готовых проектов представлено немного (в основном они касаются реализации сервиса электронной регистратуры), а во-вторых, из-за сильной неоднородности результатов.

Подготовленная стратегия развития регионального сегмента ЕГИСЗ оставляет регионам достаточно большое пространство для самостоятельного решения. Ряд регионов благодаря этому сильно опередил по качеству реализации проектов федералов, а часть субъектов, к сожалению, значительно отстала от среднего по стране уровня.

CNews: Эксперты рынка ранее говорили о том, что сроки внедрения ИКТ в здравоохранение, обозначенные в концепции, нереальны. Что вы можете сказать по этому поводу по результатам 2012 г.?

Вячеслав Кадников: Не нужно быть экспертом для того, чтобы понимать, что проекты, которые в других странах реализовывались за 5-10 лет, не могут быть реализованы в три раза быстрее, особенно с учетом масштабов нашего государства. Результаты 2012 г. являются тому наглядным подтверждением. Сроки реализации большинства сервисов сдвинуты, финансирование 2012 года разрешено переносить на следующий год.

По сути, единственным сервисом, окончания реализации которого в этом году жестко добивается Минздрав от регионов, является электронная регистратура. Внедрение же, в частности, электронной медицинской карты, по прогнозам экспертов, займет в итоге 3-5 лет, что соответствуют показателям других сопоставимых с Россией стран.

CNews: Какие решения (на федеральном, региональном уровне) или инициативы могли бы сделать процесс внедрения ИКТ в здравоохранение более интенсивным?

Вячеслав Кадников: Ряду инициатив в рамках создания ЕГИСЗ явно не хватает централизации – как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Создание единых хранилищ медицинской информации, документов, единых регистров могло бы обеспечить для привязки прикладных систем.

В текущем варианте реализации концепции в стремлении повысить эффективность работы медицинского персонала практически забыта другая ключевая цель автоматизации – упорядочивание и рост прозрачности информации для принятия управленческих решений. Повышение качества работы с медицинской информацией должно стать одной из основных задач информацизации российского здравоохранения на ближайшие годы.

CNews: Что ваша компания могла бы предложить на основе своего опыта реализации подобных проектов?

Вячеслав Кадников: Основные проекты ЕМС в области здравоохранения связаны с созданием единых хранилищ медицинской информации на уровне страны или региона, которые позволяют решить ряд инфраструктурных задач и предоставляют возможность обмена информацией между различными участниками системы здравоохранения. Централизация данных является важным шагом на пути к подготовке к получению качественной статистической и аналитической информации.

На данном этапе создания ЕГИСЗ единое региональное хранилище медицинской информации и региональная шина обмена медицинскими данными могут решить ряд задач - связать воедино уже построенные компоненты регионального сегмента, решить вопрос соответствия создаваемых решений международным стандартам обмена информацией (HL7, DICOM, профили IHE) и закрыть недостающие функциональные блоки для сокращения затрат региона на доведение текущих инициатив до полного соответствия концепции построения ЕГИСЗ.

страницы: