Сегодня во главу угла информатизации российского здравоохранения ставится построение "вертикали", нормативное обеспечение, выполнение планов ЕГИСЗ. Пока непонятно, будет ли от всех этих действий толк, приживутся на российской почве западные стандарты и сможем ли мы догнать США, где регулятор проводит во многом сходную политику. Эти и другие вопросы обсуждались на конференции "ИКТ в здравоохранении: новые цели в новых условиях", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Как видится со стороны, темпы информатизации здравоохранения на данный момент несколько замедлились. Причины можно видеть как в кадровых перестановках в рядах министерства, так и в том, что основная инициатива исходила не от врачей и организаторов здравоохранения, а от управленцев.
Тем не менее, многие эксперты отрасли фиксируют положительную динамику. Так, за прошедший год было очень многое сделано по оснащению учреждений здравоохранения техническими средствами (рабочие станции и серверное оборудование), а также по обеспечению каналами связи. Факты – упрямая вещь. Например, не секрет, что за последние полгода темпы использования регионами субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования на модернизацию здравоохранения значительно ускорились. Динамика роста показателей в части проведения ремонтных работ в медучреждениях с 1 сентября по 15 ноября в целом по России составила 7,5%, по оснащению медицинским оборудованием за тот же период – 12,7%. В Республике Алтай план оснащения медоборудованием выполнен на 93,0%, в Чувашии – на 92,9%, в Ханты-Мансийском автономном округе – на 92,0%, в Курской области – на 87,4% .
Однако вопрос о пользе ЕГИСЗ непосредственно для врачей остается открытым. Большинство специалистов полагают, что система предназначена для сбора статистической информации и учета затрат на лечение пациентов и не окажет существенного влияния на качество медицинского обслуживания. Зато такое влияние могут оказать, например, единовременные компенсационные выплаты региональным специалистам. По состоянию на 15 ноября на эти цели уже направлено 5 850 млн рублей, или 83,0% от запланированных средств. Это означает, что 5 850 молодых специалистов в этом году пришли работать в сельскую местность. Средний размер доплаты врачам-специалистам в амбулаторно-поликлиническом звене по России составил 8 513 рублей (82,7% от плана), среднему медицинскому персоналу - 4 398 рублей (84,3% от плана).
Спутниковой навигацией ГЛОНАСС по состоянию на 20 ноября в регионах было оснащено 10 590 единиц санитарного автотранспорта, всего до конца года должно быть оснащено 19 708 автомобилей. Список достижений можно продолжать.
Наши МИС не легитимны
Интересно, что, несмотря на все те усилия, которые прикладываются сегодня к процессу нормативного обеспечения информатизации здравоохранения, в нем все равно то и дело обнаруживаются те или иные лакуны. Таково мнение Георгия Лебедева, заместителя директора по ИТ, ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России. А без нормативного обеспечения построить информационную систему невозможно. С точки зрения чиновника, всю концепцию надо корректировать. Например, сервис записи к врачу сегодня является федеральным, а в подавляющем большинстве субъектов он реализован своими силами, изнутри. И если субъект затратил средства на создание такого регионального сервиса, то это будет классифицироваться как нецелевое использование средств. Если этот момент не изменить, проблем избежать не удастся: будут сложности с контролем расходования средств и с соответствием этих решений нормативной системе.
"У нас ни один медицинский сервис не действует легитимно, мы работаем "по понятиям". Мы что-то делаем, а документов о том, что мы делаем, у нас нет", - резюмирует Лебедев.
К нему присоединился и Борис Зингерман, заведующий ИТ-отделом "Гематологического научного центра". По его словам, помимо прочих функций, в здравоохранении никак не регламентирован электронный документооборот. Однако есть позитивные подвижки: Минздрав (во исполнение ФЗ № 323) готовит приказ "Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в бумажном и электронном форматах", причем к подготовке привлекаются серьезные эксперты отрасли. То есть ЭДО в здравоохранении все же существует, что дает возможность как раз легитимного использования в МИС систем электронного документооборота и электронной цифровой подписи, а это уже совсем немало.
ЕГИСЗ на практике
Gartner выделяет следующие цели информатизации здравоохранения. Во-первых, повышение качества медицинской помощи, затем безопасность пациентов, то есть снижение количества врачебных ошибок и риска причинения вреда состоянию здоровья пациентов. На третьей позиции по важности доступность медицинской помощи и ее непрерывность, подразумевающая координацию действий и обмен информацией между различными медицинскими организациями, оказывающими помощь. И, наконец, немалую роль играет вовлеченность пациентов, то есть ориентация ИТ на пациента. Как полагает Олег Симаков, директор по ИТ, МИАЦ РАМН, "сегодня пришла пора обсуждать вопросы практической реализации внедрения ЕГИСЗ. После титанических усилий 2011-1212 гг. по аппаратной информатизации ЛПУ сейчас наступает очень серьезный период, когда установленные "железки", установленные каналы должны начинать работать". Причем движение должно происходить по направлению ко всем выше обозначенным целям. Что же происходит в реальности?
Посмотрим на такие регионы, как Пензенская, Владимирская области, а также на Екатеринбург.
Сегодня по всех ЛПУ Пензенской области созданы локальные вычислительные сети, объединенные в единую защищенную сеть. 48 учреждений здравоохранения области оснащены техникой – там установлены 2165 компьютеров. МИС позволяет вести электронные карты пациентов и осуществлять электронную запись на прием к врачу. Число пациентов, записанных на прием к врачу в электронном виде с использованием регионального сервиса с начала года, составляет 1 185 181 человек, доля записей к врачу, зарегистрированных через интернет (от общего количества записей), составила 1,9%, рассказал Александр Антонов, начальник Управления информатизации Пензенской области. Кроме того, по его словам, с 1 ноября 2012 года начала реализовываться интеграция сервиса "запись на прием к врачу" с федеральной системой.
Во Владимирской области активно внедряется система электронного документооборота, действующая в ведомственной медицинской сети персональных данных. Сегодня в проекте участвует 59 учреждений. С 2013 г. в планируется централизованная оплата канала ВСПД для учреждений здравоохранения.
В регионе также действует электронная запись на прием к врачу на сайте "Регистратура33.рф", причем число записавшихся через портал ежемесячно возрастает. Проводится интеграция сервиса "Электронная регистратура" с родственным Федеральным ресурсом. По словам Марии Дегтеревой, директора ГУЗ ВО МИАЦ г. Владимир, согласно последнего отчета, область занимает 5-е место среди субъектов, которые участвуют в сборе статистики записей к врачам в электронном виде.
Как рассказала Мария Детерева, для всех ЛПУ, пользующихся системой, реализована круглосуточная техподдержка. Также создан единый информационный портал по ЛПУ Владимирской области – "Медицина33.рф". Здесь пациенты могут найти описание и все контакты интересующего учреждения. Еще с 2005 года в области функционирует единая информационно-аналитическая система, которая включает в себя основные модули статистики, стационар, поликлинику, экспертные работы, модули выписки различных типов рецептов и пр.
Интересная картина вырисовывается и в Екатеринбурге, о чем рассказал Никита Сташков, заместитель директора "Центра Мединком". По его словам, в течение 2012 года обработке в ЛПУ подлежали следующие объемы персональных данных пациентов: 13 млн записей по амбулаторно-поликлинической службе; 300 тыс. записей по круглосуточному стационару; 350 тыс. записей по скорой медицинской помощи и 38 тыс. – по дневному стационару.
Кроме обработки внутри медучреждений, персональные данные пациентов по АПС и стационару в полном объеме передаются по каналам связи в страховые организации и ТФОМС, что обеспечивает финансирование ЛПУ.
По заявлению спикера, основными моментами проекта являются централизация вычислительных ресурсов и информационных систем, строительство центров обработки данных, а также переход к облачным вычислениям – ликвидация информационных систем и ненужного ПО на рабочих местах пользователей в ЛПУ.