Как выстроить гибкую, динамичную архитектуру, которая способна обеспечить эффективную поддержку бизнес-процессов и решение стратегических задач банка? Как добиться минимизации расходов на информационные технологии и преодолеть барьеры при интеграции уже созданных приложений или переносе данных на новую платформу? Этим темам был посвящен доклад директора департамента по развитию бизнеса "Диасофт" Романа Стятюгина.
Реалии современного рынка и новые задачи бизнеса требуют совершенного иного подхода к построению ИТ-архитектуры банка. Продуманная финансовая архитектура обеспечивает не только быстрое и эффективное решение конкретных задач, но и новые конкурентные преимущества развивающегося бизнеса – при минимальных целевых инвестициях. Оптимальным вариантом, по мнению докладчика, является создание компонентного ИТ-решения, построенного в сервисно-ориентированной архитектуре, в основе которого лежат бизнес-процессы.
В отличие от старых, монолитных систем FLEXTERA реализована в многоуровневой архитектуре на платформе JavaEE в полном соответствии с принципами СОА, и поэтому при внедрении она не требует обязательной замены существующей АБС. FLEXTERA подразумевает принципиально иной архитектурный подход: для решения конкретной задачи в банке можно внедрить конкретный компонент комплексного решения, которое в дальнейшем можно и развивать, и сопровождать самостоятельно. Именно таким способом клиенты "Диасофт" всего за один-два месяца выпускают на рынок такие новые виды услуг как автокредиты или ипотека. Более того, однажды установив "штучный" модуль FLEXTERA, заказчик может располагать новой платформой в целом и беспрепятственно, по мере необходимости, по первому требованию бизнеса, внедрять новые продуктовые решения.
Говоря о финансовых преимуществах нового архитектурного подхода к построению инфраструктуры банка, г-н Стятюгин подчеркнул: поэтапный переход к целевой ИТ-архитектуре позволяет выбрать действительно лучший на рынке, самый необходимый бизнесу продукт и быстро получить отдачу – без каких-либо неоправданных бюджетных расходов и серьезных рисков.
Нужны ли банкам облака?
Специалист по продажам решений Power Systems Вячеслав Логачев в первой части своего доклада рассказал о разработанной IBM модели CUPE, которая описывает основные этапы роста зрелости организации в плане информационных технологий - от стадии попыток всячески на них сэкономить, до этапа превращения ИТ в одну из ключевых компетенций, формирующих стратегию бизнеса. Рост ИТ-зрелости компании обычно идет параллельно с процессом обучения топ-менеджеров возможностям ИТ. CIO, в процессе диалога с бизнесом, также учатся лучше понимать специфику его бизнес-процессов.
Выражением этой идеологии служит также и концепция IBM Cloud Computing, в рамках которой при построении облаков к технологической инфраструктуре добавляется новый элемент - бизнес процесс как услуга (BPaaS). Благодаря ему, ИТ может оказывать такие услуги как, например, бухгалтерский учет или выступать в качестве аутсорсера, предоставляющего сервис операционного отдела. Для практического оказания услуг класса BPaaS IBM сегодня может предоставить всю необходимую технологическую базу, но провайдеров такого рода сервисов для российских банков пока нет. Прежде всего, на пути к BPaaS сервисным компаниям, а также представителям бизнеса, нужно научиться считать затраты на оказание облачных сервисов в увязке с реальными потребностями заказчика - полагает г-н Логачев.
Подходит ли банкам аутсорсинг?
Жанна Щенникова, директор по операционной деятельности, информационным технологиям и обслуживанию клиентов "Ренессанс Кредит", большую часть своего времени отводит вопросам, связанным с ИТ-инфраструктурой, что подчеркивает их значимость для банка.
"Ренессанс Кредит" относит себя к монолайнерам и строит стратегию вокруг наращивания своих компетенций в розничном банковском бизнесе. Это обусловлено, в частности, теми изменениями, которые претерпел рынок потребительского кредитования после экономического кризиса. На сегодняшнем рынке значительно выросла роль государственного регулирования. С возобновлением роста доходов выросла и потребительская активность, а также возник дополнительный спрос со стороны клиентов на размещение депозитов. В то же самое время выросла и финансовая грамотность населения. Рынок же потребительского кредитования стал привлекательным для множества розничных компаний, чья деятельность напрямую не связана с банковским бизнесом. Все это привело к тому, что за клиента надо сегодня бороться, повышать качество обслуживания, расширять спектр розничных услуг, причем делать это надо в условиях падающей маржинальности, отметила г-жа Щенникова.
По словам г-жи Щенниковой, "Ренессанс Кредит" придерживается западной модели при выработке стратегии развития банка, а также - в отношениях с аутсорсерами. Участвуя в дискуссии по поводу облачных аутсорсинговых сервисов, г-жа Щенникова отметила, что на российском рынке сегодня достаточно мало провайдеров подобного рода услуг, отвечающих всем требованиям банков, - в частности, способных взять на себя всю полноту ответственности по обеспечению безопасности.
В то же время, "Ренессанс Кредит" сегодня активно покупает услуги аутсорсинговых компаний, работающих в направлениях, соответствующих стратегии банка. Это позволяет компании предсказать стоимость сервиса, делает банк более устойчивым в период экономического кризиса, дает возможность быстро нарастить нужные компетенции и увеличивает ценность услуг банка в глазах потребителей. Без особой на то нужды "плодить собственных кодеров не следует" - заметила по этому поводу г-жа Щенникова.
В "Ренессанс Кредит" хорошо понимают значимость IT Governance и широко используют практику заключения SLA для достижения оптимального соотношения цены и качества сервисов. В целях снижения себестоимости, "Ренессанс Кредит" сегодня интегрирует продуктовые ИС в единую платформу, развивает систему ДБО, унифицирует и стандартизирует компьютерную инфраструктуру, планирует провести виртуализацию и переход на тонкие клиенты, приостанавливает развитие сервисов, не приносящих должной экономической отдачи.
Презентации участников круглого стола