Круг забот и интересов современного банка широк и разнообразен: с классической темы экономии офисной бумаги и до проблем, связанных с конкуренцией. Окинуть взглядом весь спектр предлагаемых сегодня финсектору ИТ и ИБ-решений и выслушать различные точки зрения смогли представители банковского бизнеса, посетившие конференцию "ИТ и ИБ в финансовом секторе: практический подход", организованную CNews Conferences и CNews Analytics.
Андрей Клоков: Уровень проникновения ECM-систем в банковской отрасли еще мал
CNews: Какие новые требования формируют банки к ИТ-решениям и, в частности, к непрофильным продуктам?
Андрей Клоков: Банки можно с уверенностью отнести к числу наиболее ИТ-ориентированных отраслей. По сравнению с госорганами или предприятиями производственного сектора, где электронная форма документов не так сильно распространена, при внедрении ИТ-решений в банках часто встает вопрос конвертации данных не из бумаги в электронный вид, а их перевод из одной электронной формы в другую. Значительное влияние на формы и способы обработки информации в банках накладывают и внешние регуляторы, что также является характерной особенностью именно банковской сферы.
В целом же, как правило, требования банков к непрофильным продуктам не отличаются от требований к программным продуктам, которые решают прямые производственные задачи. Существуют общие требования, ожидания от которых в кредитных организациях традиционно высоки. Это безопасность, отказоустойчивость, масштабируемость, распределенная работа, легкий переход на новые версии, поддержка SOA-архитектуры и, конечно же, функциональность.
CNews: Насколько ЕСМ-решения позволяют повысить эффективность бизнес-процессов банков, из вашей практики?
Андрей Клоков: Сегодня никому уже не надо доказывать, позволяют ли ECM-решения повысить эффективность бизнес-процессов. Это факт, и все это прекрасно понимают. Исходя из моей практики, любое успешное внедрение ECM-системы приводит к оптимизации бизнес-процессов, увеличению эффективности и повышению конкурентоспособности бизнеса. Различаются лишь цифры, а цифры, в свою очередь, зависят от степени использования продукта. Например, в одном из банков, за счет автоматизации одного бизнес-процесса, удалось добиться сокращения сроков согласования в среднем на 20%. Много это или мало – каждый решает сам, но таких процессов в кредитных организациях наберется несколько десятков.
В своем подходе к организации проектов мы опираемся как на оценку прямых экономических эффектов, так и оценку влияния изменений на стратегические показатели компании с течением времени, отслеживая динамику и анализируя принятые за это время решения. Для определения количественной оценки качественных изменений мы используем цепочку: бизнес-задача – бизнес-эффект – тип эффекта (стратегия) – проблема – финансовые последствия. Подробнее о наших методах оценки эффективности можно прочитать в статье "Как оценивать эффективность ECM-проектов".
CNews: Что сдерживает распространение ЕСМ-проектов в банковском секторе, по вашим наблюдениям?
Андрей Клоков: Несмотря на то что все крупные банки уже обзавелись ECM-системами, уровень их проникновения в отрасли в целом еще мал. Причин этому несколько. Первое – это отсутствие бизнес-заказчиков в кредитных организациях. ECM-рынок еще молод, и не у всех есть понимание, как именно подобные системы могут повысить эффективность их бизнеса. Разработчикам ECM приходится самим прикладывать немало усилий, чтобы донести до бизнеса возможный эффект от внедрения. Второй причиной, как следствие первой, я бы назвал отсутствие бюджета. Даже если кредитная организация полностью выстроила свои бизнес-процессы в АБС, CRM, BI-системах, контролирующие органы не дают банкам передышек и выпускают все новые требования, которые приходится разрабатывать, внедрять и поддерживать. Это влечет за собой немалые финансовые затраты, и на ECM уже не остается денег.