С тезисом о современности и модности СОА/BPM-подхода согласна Анна Чернобыльская, руководитель управления маркетинга "ПрограмБанка", с той существенной, на ее взгляд, поправкой, что при этом "бизнес-процессы должны быть четко прописаны в банке, что зачастую требует от организации слишком больших жертв". Неплохого эффекта можно добиться и без СОА, умело комбинируя АБС, хранилище данных, CRM-систему и ДБО, полагает г-жа Чернобыльская, приводя пример конкретного внедрения в качестве обоснования своего мнения. Внимательное отношение к вопросу выбора оптимальной архитектуры позволит уже сегодня сэкономить средства, провести внедрение быстрее, а также заложить необходимые предпосылки для перехода на СОА в будущем, сообщила г-жа Чернобыльская, отвечая на многочисленные вопросы гостей и участников мероприятия.
Есть ли отличие?
Есть ли отличие информационных технологий, которые использует "Банк России" от тех, которые применяют на практике, например, коммерческие банки? "Пожалуй, нет. Отличие - лишь в размерности задач", – считает Сергей Нагибин, директор департамента информационных систем Банка России (БР). Нагрузка на информационно-телекоммуникационную систему (ИТС) БР удваивается каждый год, а ускорение денежного оборота, достигаемое благодаря ей, напрямую отражается на ВВП РФ.
Г-н Нагибин, в частности, привел впечатляющие цифры, характеризующие основные технические параметры, которые кратно улучшились, а также не менее впечатляющую статистику, отражающую экономический эффект от проведенной модернизации ИТС. Описав эволюцию ИТС БР за последние два десятилетия, г-н Нагибин рассказал и о дне сегодняшнем. Архитектуре ИТС придано свойство катастрофоустойчивости, что достигается, в частности, путем использования геокластеров. Реализация катастрофоустойчивой ИТС БР высокой доступности удостоена Премии Правительства РФ за 2010 год.
Летом этого года начаты пилотные проекты по созданию региональных облаков БР, сообщил г-н Нагибин. Отвечая на вопросы, г-н Нагибин, в частности, рассказал о применении модели мультисорсинга – например, при обслуживании систем космической связи, используемой БР. "Мы проводили эксперименты и с аутсорингом, но сочли его очень дорогим", – подчеркнул он.
Ведем банковский бизнес непрерывно
Прерывания в работе "Банка России" или же "откаты" системы такого масштаба могут обойтись очень дорого. В то же время, вопросы непрерывности бизнеса волнуют сегодня практически все банки вне зависимости от их размера и других факторов.
"Непрерывность бизнеса в финансовом секторе зависит прежде всего от людей", – поделился своим опытом директор департамента информационных технологий банка "Связной" Алексей Телятников и привел подтверждающие его мнение выводы аналитиков. Доступность 99.9% (43 минуты простоя в месяц) сегодня вполне достаточна для большинства отечественных банков, полагает он.
Телеком-операторы могут служить банкам ориентиром в деле обеспечения непрерывности бизнеса. Телеком ориентирован на международные стандарты. В частности, модели архитектуры ИС детально прописаны, к разработчикам-программистам предъявляются специальные требования, наработана система метрик, а ежедневным контролем занимаются независимые институты. Сегодня все это еще не кажется актуальным, но важность обеспечения непрерывности бизнес-операций возрастет по мере ускорения темпов развития отечественного банкинга, уверен г-н Телятников. "В частности, встанет и вопрос о самовосстановлении решений построенных на СОА-архитектуре, который сегодня пока подробно не обсуждается, полагает он.
Координатор непрерывности бизнеса "Ситибанка" Николай Пучков осветил тему организации процессов разработки и изменения ПО в банке. Важную роль при этом он, в частности, отводит задаче по обновления данных в объектно-ориентированном реестре. "Реестр – это не список программ с полями, – подчеркнул г-н Пучков. – Он должен быть интерактивным, что упростит работу и уменьшит число ошибок при внесении в него данных, связанных с человеческим фактором". Каждый запрос на модернизацию должен приводить к тому, что разработчики будут обязаны сделать ряд определенных действий, требуемых для обеспечения непрерывности банковского бизнеса, подчеркнул спикер.
Быстрее, удобнее, надежнее и доступнее
Компания ЦФТ, бесспорно, значительно отличается от всего того, что отечественные банкиры привыкли видеть на рынке ПО для финансистов – и масштабом предложения, качеством продуктов, и характером взаимоотношений с клиентами и партнерами. "Быстрее, удобнее, надежнее и доступнее" – вот слова, которые чаще всего звучали в докладе Андрея Фомичева, заместителя Председателя Правления ГК ЦФТ. Бумажный и электронный каталог на сайте, открытый прайс-лист, саморазворачивающиеся при помощи визардов программные модули, которые устанавливаются так же легко, как и обычное пользовательское ПО и многие другие меры имеют одну цель: максимально упростить взаимоотношения с клиентом, вовлечь в процесс выбора решения для банковской автоматизации максимально широкий круг лиц.
Не меньше внимания ЦФТ уделяет и привлечению ИТ-специалистов, – штатных и сторонних, – к разработке ПО. "К концу года у нас будет работать 1800 человек, а в денежном отношении - мы растем еще быстрее", – сообщил г-н Фомичев. "Текущие потребности банковского бизнеса многократно превышают возможности любой компании", – продолжил он, а затем рассказал о системе ЦФТ по работе с партнерами, заострив внимание на гарантиях для клиентов (в плане надежности, техподдержки и пр.), применительно к разработанным партнерами ЦФТ программным модулям. Количество компонентных модулей кратно возросло за последний год, число партнерских модульных решений скоро должно превысить количество разработанных непосредственно нами", – поделился г-н Фомичев.
Автоматизируем вспомогательное
Вспомогательные банковские процессы на практике оказываются не менее важными, чем основные бизнес-процессы. "Быстродействие, безопасность, простота, низкая нагрузка на каналы связи и пр. привели к тому, что решение Radmin в подробных представлениях не нуждается", – сообщил менеджер по работе с ключевыми клиентами "Фаматек" Виталий Лавров и привел примеры внедрений Radmin в "Инвестбанк", "Гринфилд-банк" и др.
Менеджер по работе с корпоративными клиентами Digital Design Галина Макаренко на конкретном примере продемонстрировала, как можно эффективно решить на базе корпоративной системы электронного документооборота DocsVision (в сочетании MS SharePoint 2007/10 и другим ПО Microsoft) классическую задачу построения СЭД в банке, тесно увязанную с его бизнес-процессами.
Презентации участников круглого стола