Круг забот и интересов современного банка широк и разнообразен: с классической темы экономии офисной бумаги и до проблем, связанных с конкуренцией. Окинуть взглядом весь спектр предлагаемых сегодня финсектору ИТ и ИБ-решений и выслушать различные точки зрения смогли представители банковского бизнеса, посетившие конференцию "ИТ и ИБ в финансовом секторе: практический подход", организованную CNews Conferences и CNews Analytics.
Виталий Занин: Технологии должны плавно сменять друг друга без лишних затрат и рисков
CNews: Какие направления автоматизации можно назвать приоритетными для банков в настоящий момент, по вашему мнению?
Виталий Занин: Во-первых, востребованы проекты комплексной автоматизации розницы, причем рентабельные для широкой массы банков. Для этого ИТ-решению необходимо соответствовать широкому спектру требований. Это комплексность, когда должны решаться все задачи – от обслуживания клиентов до формирования регламентированной отчетности. Это гарантированное качество обслуживания клиентов, то есть операторы должны получить такую среду обслуживания клиентов, где они смогут сосредоточиться на работе с клиентом, а не на информационной системе. Система должна служить инструментом обслуживания, например снабжать продавца ипотечных кредитов дополнительной информацией о вариантах страховок, давать предварительную скоринговую оценку. Еще решение должно иметь удобный инструментарий для оперативной настройки продуктового ряда, максимально доступный бизнесу. От момента возникновения идеи до предоставления продукта клиентам должны проходить одна-две недели. Кроме того, важно управление окупаемостью. Поставщик должен уметь рассчитать совместно с заказчиком сроки окупаемости решения, причем эти сроки должны быть меньше «горизонта планирования» для данного банка.
Во-вторых, банкам требуются инструменты поддержки принятия решений, как на стратегическом, так и на оперативном уровне. В крупных банках и банковских группах это решения на основе хранилищ данных. Малые и средние организации ждут от разработчиков подобных инструментов в рамках автоматизированных банковских систем (АБС). Именно поэтому мы так много работаем над встроенной системой отчетности в рамках ИБС "Центавр Омега". Этот инструментарий позволит менеджменту банка оценить прибыльность продуктов, увидеть динамику доходов различных точек присутствия банка, управлять ключевыми нормативами.
В-третьих, актуально направление безопасности, том числе защиты персональных данных. Существует много различных внешних по отношению к АБС средств защиты информации, но применение их довольно обременительно для процессов и финансов банка. Чтобы помочь банкам решить эту проблему, мы дополнили свои АБС подсистемами информационной безопасности, максимально с ними интегрированными и удовлетворяющими всем требованиям регуляторов, в том числе СТО БР ИББС (Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации).
Виталий Занин, Директор по работе с клиентами и маркетингу компании "ПрограмБанк"
CNews: В каких конкурентных преимуществах, обеспечиваемых ИТ, наиболее заинтересованы банки сегодня?
Виталий Занин: Главное, в чем заинтересованы банки сегодня, - адекватная поддержка изменений, и это включает очень многое. Теперь почти все банки хотят, а часто и вынуждены, меняться, и нередко – срочно, почти внезапно. Соответственно, чем более широкий спектр возможных грядущих изменений способен поддержать ИТ-ландшафт банка, тем более конкурентоспособен банк. Например, поддержка реструктуризации банка: это не только новые филиалы и офисы, это перевод филиалов в статус операционных офисов, поглощение других банков со своей филиальной сетью – словом, оптимизация филиальной сети. Эти вопросы менеджмент и владельцы хотят решать исходя из экономики и маркетинга, принимая во внимание вопросы управления и кадров, а не вопросы ИТ. Система должна поддержать это также надежно и быстро, как хороший автомобиль слушается руля. А уж куда поворачивать, водитель будет решать, не вспоминая про технические параметры своей ИТ-машины.
Второй момент - Адекватный ИТ-ландшафт, соответствующий задачам банка и его возможностям. Естественно, надо обеспечить возможность выбора "лучшего приложения для каждой задачи", то есть обеспечить оперативное подключение новых подсистем и при необходимости замену одних другими. Кроме этого, бизнес хочет, чтобы в этом случае интеграция включала в себя и определенную бизнес-логику. Все это предлагается в рамках концепций BPM и SOA, но они пока имеют слишком много рисков и ограничений, и пока их применение не является рентабельным для большинства российских банков.
Поэтому конкурентоспособность банку обеспечит то ИТ-решение, которое предложит ему максимальный спектр инструментов интеграции: от файлового и XML-обмена до полноценного включения в SOA-проект, а также возможность оперативного и легкого перехода от одного уровня интеграции к другому. Такой проект реализован нами, например, в Агентстве по страхованию вкладов. А вот, например, в НКЦ – центральном контрагенте ММВБ – мы последовательно меняли несколько схем интеграции, в соответствии с требованиям группы ММВБ в различные моменты времени.
Поддержка изменений – это то конкурентное преимущество, которое востребовано сегодня. А есть вещь, которую бизнес только начал осознавать. Это производительность труда высококлассных специалистов, удовольствие от работы. Именно то, насколько ИТ-система дает оптимальную среду для работы классных специалистов – от менеджера по продаже розничных продуктов до владельцев банковской группы – обеспечит конкурентоспособность банковского бизнеса в России завтра. А это означает совершенно иной подход к эргономике и проектированию интерфейсов.
CNews: Какие технологии имеют наибольший потенциал в этой отрасли?
Виталий Занин: Многие подходы я описал выше. В качестве резюме подчеркну еще раз, что технологии должны быть адекватны текущим задачам и возможностям, и иметь возможность плавно сменять друг друга, не вызывая излишних затрат и рисков.