Сергей Путятинский: Реализация новых трендов помогает бороться за клиента
CNews: Какие тренды можно выделить на рынке продаж финансовых продуктов сегодня?
Сергей Путятинский: После кризиса возобновилось кредитование физических и юридических лиц, но оно теперь ведется на новом качественном уровне. Банки очень тщательно следят за ИТ-бюджетами, они хотят экономить на ИТ. Это первая тенденция.
Вторая тенденция состоит в усилении накала конкурентной борьбы. Рынок кредитования поделен, и сейчас банк может увеличить число клиентов только за счет эффективной конкуренции.
Сергей Путятинский, директор по развитию бизнеса компании "Неофлекс"
CNews: Какие пути сокращения затрат могут предложить поставщики ИТ-решений?
Сергей Путятинский: Как показывает наш опыт, на рынке востребованы компонентные решения, то есть решения, которые собираются из программных продуктов нескольких вендоров. Такие системы легко вписываются в ИТ-ландшафт банка, и при их внедрении максимально используются имеющиеся модули. Именно в этой парадигме построена наша платформа Neoflex FrontOffice, предназначенная для автоматизации массовых продаж финансовых продуктов. Опыт внедрения в банках решений, построенных на этой платформе, показывает эффективность компонентного подхода.
В целях экономии банки идут по пути снижения требований к квалификации сотрудников дополнительных офисов. Но для этого необходимо иметь автоматизированные регламенты работы этих сотрудников. То есть процессы, тарифы, условия предоставления кредитов, кредитная политика должны находиться не в головах сотрудников, не в виде бумажных документов, а внутри системы. Но при этом важно, чтобы регламенты были зашиты не жестко, а легко настраивались. На платформе Neoflex FrontOffice мы создаем такие решения, как "Кредитный конвейер", "Предпродажная активность", "Обслуживание клиентов". Один из компонентов этих решений – промышленная платформа управления бизнес-процессами (BPM), с помощью которой они автоматизируются. В наших решениях автоматизированные бизнес-процессы существуют как отдельные сущности, что позволяет легко их модифицировать, если потребуется. Причем делается это легко, с использованием визуального программного средства.
CNews: А что можно сказать о конкуренции с точки зрения возможностей ИТ?
Сергей Путятинский: Один из способов переиграть конкурентов состоит в более быстром по сравнению с конкурентами выводе на рынок банковских продуктов. Сегодня процесс создания банковского продукта включает три основных этапа: сотрудник бизнес-подразделения банка формулирует требования к продукту. Далее он передает эти требования аналитикам ИТ-департамента для постановки задач программистам. По постановкам ведется разработка. Для банка важно уйти от этой длинной цепочки. В идеале они хотят иметь ситуацию, когда сотрудники, отвечающие за разработку продуктов, сами их и настраивают в системе, поэтому высок спрос на соответствующие инструменты. В ответ мы предлагаем рынку еще один компонент нашей платформы Neoflex FrontOffice – продуктовый каталог Neoflex Product, который позволяет настраивать тарифы и условия продажи финансовых продуктов без привлечения программистов. Сегодня мы имеем четкие подтверждения из банков, что с внедрением этого продукта проблема длительного внедрения новых банковских продуктов уходит.
Огромные резервы с точки зрения конкуренции имеет и индивидуальный подход к клиенту. На рынке массовых продаж для его реализации требуется инструмент для гибкого управления кредитными политиками. Зачастую формирование кредитной политики идет по цепочке риск-менеджер – аналитик – программист. Как и при выводе нового продукта на рынок, с точки зрения конкуренции, цепочка длинная, ее нужно сократить. Для этого мы предлагаем специализированную систему принятия решений по кредитным заявкам FICO Capstone Decision Accelerator (CDA) от компании FICO. Это один из мировых лидеров создания систем подобного класса, мы являемся его официальным партнером. Продукт позволяет делать две вещи: рассчитывать индивидуальные риски по заемщику и, исходя из этого риска, рассчитывать индивидуальный лимит и индивидуальную процентную ставку. Кроме того, опираясь на значения показателей риска, можно управлять глубиной и тщательностью проверок по потенциальным заемщикам. Иначе говоря, в целом ряде случаев можно экономить время и деньги, которые банк тратит на то, чтобы рассмотреть кредитную заявку и принять по ней решение. Параметров управления кредитной политикой много. Поэтому банки стремятся к тому, чтобы сотрудники департамента рисков самостоятельно управляли ими, чтобы не нужно было терять время на взаимодействие со специалистами из ИТ-подразделения банка. Мы выполнили уже несколько внедрений системы FICO CDA на российском банковском рынке и видим, что данная система вносит ощутимый вклад в проведении банками индивидуализированной кредитной политики.