Транспортная отрасль характеризуется высокой технологической зависимостью. Действительно, своевременная автоматизация, продуманная ИТ-стратегия , правильные и отвечающие всем потребностям участника рынка ИС могут сделать очень много, в том числе - существенно повысить эффективность и предоставить большое конкурентное преимущество. О том, каковы ключевые ИТ-задачи, как поднять уровень безопасности и какие решения сейчас нужны отечественным перевозчикам, говорили участники круглого стола "ИКТ на транспорте: задачи и решения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Несмотря на то, что сегодня ИКТ являются неотъемлемой составляющей любой отрасли, в том числе и транспортной, расходы компаний сектора на информатизацию с 2009 по 2010 год выросли незначительно, по сути пропорционально инфляции. Структура ИКТ-затрат также не изменилась: основные статьи ИТ-расходов транспортных компаний – связь, АО и ИТ-консалтинг.
На текущий момент основные задачи, стоящие перед транспортными компаниями, – это упорядочивание уже существующих ИТ-ресурсов, а также сокращение издержек, как общепрофильных – за счет ИТ, так и специализированных - на ИТ. Современные реалии заставляют бизнес быстро подстраиваться под новые требования, поэтому ИТ для транспортной отрасли должны быть гибкими, чтобы адекватно поддерживать быстро растущий бизнес. Еще одна функция транспортных ИТ – обеспечение конкурентоспособности бизнеса.
Транспортная отрасль характеризуется высокой ИТ-емкостью и ИТ-зависимостью. Кроме того, среди особенностей сектора – долгая история информатизации и хроническое ИТ-недофинансирование. Помимо всего прочего, большое значение в информатизации сектора уделяется бизнес-факторам. Так, внутри отрасли идут совершенно разные бизнес-процессы, компании имеют отличные друг от друга ИТ-потребности и выказывают разное отношение к ИТ. Более того, сами по себе транспортные компании – это крупные распределенные структуры с большой долей госучастия. По этой причине среди основных "свойств" участников отрасли можно отметить консерватизм и недостаточную гибкость, но при этом они обладают большой привлекательностью для ИТ-поставщиков.
ИТ-интересы транспортных компаний в настоящее время направлены на реализацию поставленных задач. По этой причине в фокусе внимания находятся ERP и CRM системы, BI, сервис-ориентированная архитектура, решения для управления бизнес-процессами, а также (в тренде всего ИТ-рынка) виртуализация и централизация ресурсов, развитие интернет-сервисов и возможности ГЛОНАСС.
По данным исследования CNews Analytics, у превалирующего большинства компаний сектора бюджеты на ИТ не увеличились. Это очередной раз подтверждает тот факт, что в отрасли сохраняется ситуация хронического ИТ-недофинансирования, которое можно и нужно компенсировать средствами ИТ, при соответствующих организационных и структурных преобразованиях.
Выделят ключевые ИТ-задачи
Как показывает практика, легче всего определить потребности отрасли "изнутри", являясь непосредственным участником процесса. Свое представление ключевых ИКТ-задач представил собравшимся Дмитрий Богомазов, начальник департамента информационных технологий "Первой грузовой компании". По его словам, для ПГК в этот список входят инновационные технологии управления парками, развитие интерактивного взаимодействия со всеми участниками перевозочного процесса, совершенствование и обеспечение прозрачности системы тарифообразования и расчета штрафов, e-документооборот, совершенствование системы информационного взаимодействия с РЖД, ИКТ-обеспечение маркетинговой деятельности, внедрение единого корпоративного хранилища данных и средств бизнес-анализа, миграция на типовые платформы и внедрение ERP-системы, управление ИТ.
Для операторской компании важнейшей функцией является экономически эффективное управление вагонными парками. В этом заключается сущность операторского бизнеса.
Основная задача оператора – выстроить логистику перевозок и сформировать такую грузовую базу, чтобы вагон работал максимально продуктивно/эффективно, с учетом всех переменных, в том числе стоимости контракта и пр. Для решения этой задачи нужны сложные алгоритмы, которые составляют ядро новой АС системы "Командор". По словам Богомазова, сегодня она проходит опытную эксплуатацию на парке платформ. "Наверно, это наиболее важное внедрение в нашей компании с начала текущего года", - уверен он.
Использование таких систем, как "Командор", предъявляет новые требования к организации взаимодействия с клиентами, которое должно становиться все более и более технологичным. Например, эффективность описанной системы управления парками существенно зависит от полноты и достоверности сведений в заявках на предоставление вагонов. Поэтому информация о любых изменениях потребности клиента в погрузочных ресурсах (даты отправления, объемы, направления) должна незамедлительно попадать в систему оператора. Требуемый уровень оперативности обеспечивает система информационного обслуживания клиентов (СИОК) - веб-портал, открывающий доступ клиента к личному кабинету.
Упорядочат пассажироперевозки
Количество пассажирского транспорта и, соответственно, государственных и частных компаний, занимающихся пассажироперевозками, продолжает увеличиваться. Особенно это заметно в основных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Для упорядочивания взаиморасчетов, более четкого контроля и повышения эффективности пассажироперевозок требуется помощь современных ИТ. О примере "северной столицы" рассказал Алексей Снятков, директор по продажам в государственный сектор CSBI Group. В городе была создана система комплексной автоматизации пассажирского транспорта ИС СКАТ.
По словам г-на Сняткова, изначально перед компанией стояла задача – выстроить прикладное решение, которое в первую очередь должно было решить проблему взаиморасчетов между городом и перевозчиками.
Особенность внедренной ИС заключается в том, что она поддерживает большие объемы автоматизации как по количеству транспортных средств и маршрутов, так и по числу пользователей. На данный момент 4030 транспортных средств оснащены бортовым оборудованием, 800 тыс. рейсов в месяц контролируется СКАТ. В первую очередь, АО устанавливалось в автобусы, затем на электрический транспорт – трамваи, троллейбусы и пр, и затем на транспорт коммерческих перевозчиков.
В отличие от альтернативных решений, система ИС СКАТ вертикально интегрирована, то есть изначально разработана для решения задач уровня исполнительных органов администрации Санкт-Петербурга.
Архитектура ИС СКАТ предусматривает возможность постоянного наращивания функциональности, поэтому постоянно система развивается в соответствии с текущими потребностями региона.
"Мобилизируют" услуги
О решениях Motorola для повышения эффективности отечественной транспортной системы рассказал Андрей Хаустов, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Motorola Solutions.
По его словам, среди актуальных мобильных решений для транспорта - так называемая парковочная полиция. Когда документы заполняются на бумаге, до 40% их них могут быть недействительны в связи с ошибками. Когда офицер работает с программой, ошибки сводятся к минимуму. При этом данные устройства можно использовать в разных ситуациях и разным персоналом.