Во всем мире госсектор является самым крупным потребителем товаров и услуг, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий. Участники конференции "ИКТ в госсекторе 2012: электронное правительство неизбежно", организованной CNews Conferences и CNews Analytics, обсудили итоги четырех лет информатизации государства за время президентства Дмитрия Медведева, оценили достижения и назвали проблемы, препятствующие более эффективному и широкому применению средств ИКТ для улучшения качества жизни в России.
Тимур Меджитов: Органы власти всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений
На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти Directum.
CNews: Как изменились требования госорганов к СЭД в последнее время?
Тимур Меджитов: Если судить по нашей практике, в последнее время органы власти обращают серьезное внимание на комплексность предлагаемых продуктов и всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений. Классические задачи, связанные с организацией делопроизводства и учета обращений граждан, практически везде решены. Где-то это рыночные продукты, где-то - самописные решения.
При этом органы власти желают увидеть решения, которые, во-первых, заменят такие нишевые продукты, а во-вторых, позволят решать и другие задачи, близкие к концепции ECM. Среди таких задач реализация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, системы хранения исторических документов и предоставления доступа к ним читателям в регионе, муниципалитете, органе власти.
Кроме этого, серьезное внимание уделяется масштабам использования СЭД, производительности системы для обеспечения работы тысяч и десятков тысяч пользователей, возможности выстраивать распределенную архитектуру при наличии плохих каналов связи или организационной независимости. Регионы рассматривают единое решение для всех органов исполнительной власти, муниципалитетов, подведомственных организацией. Федеральные органы власти рассматривают решение для всех своих территориальных управлений и подведомственных структур.
CNews: Какие проблемы возникают в процессе внедрения СЭД в госорганах и их дальнейшего подключения с СМЭВ?
Тимур Меджитов: Непосредственно СЭД редко подключается к СМЭВ, если она используется только для задач электронного документооборота. Если же на базе ECM-системы внедряется не только СЭД, но и система исполнения регламентов предоставления госуслуг, в этом случае подключение к СМЭВ обязательно.
Мы на своей практике сталкивались в первую очередь со слабой документированностью технических тонкостей подключения к СМЭВ. Но это можно назвать особенностью переходного периода на межведомственное взаимодействие, когда сами технологические процессы подключения только отлаживаются.
CNews: Как вы оцениваете эффективность использования СЭД в госорганах?
Тимур Меджитов: В тех органах власти, где СЭД используется только для регистрации документов и контроля исполнения, при этом по факту работа ведется с бумажными документами, эффективность использования системы невысокая. Она в данном случае играет роль вспомогательной системы – помощника. Если же с СЭД работает порядка 70% сотрудников и более, работа с документами в первую очередь производится в электронном виде и бумага нужна только для архивов и соблюдения законодательства, то это очень эффективное использование СЭД.
В своих проектах мы ориентируемся на второй вариант работы. Пусть это увеличивает сроки внедрения и заставляет формировать новую культуру работы, зато и результаты значительно превосходят первый вариант.
CNews: Какой опыт вашей компании, на ваш взгляд, мог бы пригодиться госорганам в первую очередь?
Тимур Меджитов: Здесь стоит выделить несколько ключевых направлений. Во-первых, технологические компетенции в области создания масштабных территориально распределенных проектов. Во-вторых, консалтинг в области построения безбумажной работы в органах власти, в т.ч. разработка нормативных документов, обеспечивающих такой порядок работы. Описание процессов предоставления госуслуг и выполнения госфункций, проведение функционально-стоимостного анализа с последующей оптимизацией процессов. И в-третьих, создание центров компетенции у заказчика, которые позволят с использованием своих ресурсов (или региональных) обеспечить качественное развитие проекта, поддержку пользователей и охват новых задач.