Во всем мире госсектор является самым крупным потребителем товаров и услуг, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий. Участники конференции "ИКТ в госсекторе 2012: электронное правительство неизбежно", организованной CNews Conferences и CNews Analytics, обсудили итоги четырех лет информатизации государства за время президентства Дмитрия Медведева, оценили достижения и назвали проблемы, препятствующие более эффективному и широкому применению средств ИКТ для улучшения качества жизни в России.

страницы:

Наряду с этим продолжается развитие ГАС "Управление", в частности, предусмотрены разработка и утверждение технологических карт, определяющих состав информации, необходимой федеральным органам исполнительной власти при реализации ими государственных функций.

По сути дела, это определяющий этап реализации административной реформы, результатом которого должна быть оптимизация структуры государственных органов, существенное сокращение их численности и, одновременно, существенное повышение эффективности их деятельности.

Одним из ведомств, испытывающих наибольшую нагрузку по числу обращений, является "Росреестр". В его ведении находятся единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и кадастровый учет. Всего за 2011 г. "Росреестр" получил более 41 млн. запросов на выдачу сведений из своих баз данных и почти 39 млн. заявлений о постановке на кадастровый учет и на регистрацию прав. При этом в электронном виде поступило всего около 1,5 млн. запросов. Такие данные привел Сергей Сапельников, заместитель руководителя "Росреестра". Он также отметил, что динамика роста числа электронных запросов весьма значительная, люди поняли, что можно не стоять в очереди и стали активно заказывать нужные справки через портал. В перспективе "Россреестр" настроен сократить бумажные обращения до минимума, изменив бизнес-процесс выдачи сведений и предоставив он-лайн доступ к своим ресурсам органам власти, нотариусам и гражданам. Программный комплекс "Федеральный информационный ресурс" – это крупномасштабный проект, направленный на создание активного хранилища данных объемом 1,5 петабайта.

Весь процесс должен быть полностью автоматизирован, что позволит значительно сократить число офисов и сотрудников ведомства. В качестве примера г-н Сапельников привел кадастровую службу Нидерландов, в которой после внедрения полностью автоматизированной системы осталось очень мало служащих.

Другая инициатива "Росреестра" — создание инфраструктуры пространственных данных. Впервые государственные геоинфомационые данные стали доступны публично, через портал "Росреестра", на котором планируется также предоставить доступ и к спутниковым снимкам всей территории России. Система реализована в виде набора веб-сервисов, таким образом обеспечивается прозрачная интеграция ГИС с любыми другими приложениями, например, системами мониторинга экологической ситуации, сельского хозяйства, лесов и пр.

Светлана Опенышева, министр информационных технологий Ульяновской области, подняла тему "электронной демократии" в сфере государственного управления.

Первый гражданский интернет-проект, предоставляющий любому жителю региона возможность оставить сообщение о той или иной проблеме с привязкой ее к карте был запущен в Ульяновской области весной 2011 года. По формату и функционалу он был практически идентичен таким успешно себя зарекомендовавшим проектам, как Street Journal, пользующийся поддержкой властей Пермского края, или проекту Turchak.ru по сбору жалоб, обращений и идей от жителей Псковской области. За год своей работы портал собрал около 1000 обращений по поводу различных проблем в городах региона.

Однако у этого и ему подобных порталов был один минус - для чиновников это было делом добровольным и факультативным. В этом свете с большим интересом было принято появление разработанного по заказу Минкомсвязи РФ портала "Электронная демократия". В Ульяновской области уже был успешный опыт взаимодействия с предшественником этого сайта – проектом "Демократор". Но новый единый федеральный портал оказался снабжен более эффективным и удобным инструментарием для формирования коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Следующая задача - сделать портал популярным среди населения и превратить его в полноценную площадку для работы с гражданами над решением их проблем.

В ходе конференции не раз обращалось внимание на вопросы региональной информатизации. Далеко не во всех регионах происходят позитивные сдвиги, есть проблемы с подготовкой к исполнению требований закона 210-ФЗ. Республика Северная Осетия - Алания в плане информатизации к числу отстающих явно не относится. О процессе создания электронного правительства в регионе рассказал Леонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства республики Северная Осетия - Алания.

Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы говорила об опыте применения краудсорсинга в госсекторе, приводя конкретные примеры из мирового и российского опыта. Технологии Web 2.0 могут применяться в целях повышения эффективности управления территорией. Например, в Зеленоградском округе проживают 211,9 тыс.чел., 40% - почти 85 тыс. человек - пользуются интернетом. Из них 3%, то есть 2,5 тыс. чел - очень активные пользователи. Если они решат хотя бы по 2 часа в месяц участвовать в решении проблем города, то в результате получится 7620 человеко-дней в год, что соответствует работе 30 муниципальных служащих. Выстраивание активного диалога и интерактивной обратной связи власти с активной частью пользователей поможет воспользоваться этой энергией и преобразовать ее в повышение качества услуг окружной администрации.

Сергей Поздняков, региональный директор по России и странам СНГ Citrix Systems, видит огромный резерв для экономии в виртуализации рабочих мест с использованием технологий Citrix. Сокращение затрат при отказе от обычных десктопов и переходу на тонкие клиенты может составить от 15% до 50%.

Другой резерв для экономии и повышения эффективности можно искать в развитии серверных технологий. Здесь правят бал "облака", о развитии которых рассказал Денис Дубодил, старший технический консультант "EMC Россия и СНГ". Многие заказчики оказались в сложной ситуации: отдать свои данные в публичное "облако" они не могут по соображениям безопасности, а строить свое частное "облако" - слишком сложная задача. EMC предлагает выход из этой ситуации в виде практически "коробочных" решений для развертывания частного "облака", от гипервизора до СХД.

страницы: