Во всем мире госсектор является самым крупным потребителем товаров и услуг, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий. Участники конференции "ИКТ в госсекторе 2012: электронное правительство неизбежно", организованной CNews Conferences и CNews Analytics, обсудили итоги четырех лет информатизации государства за время президентства Дмитрия Медведева, оценили достижения и назвали проблемы, препятствующие более эффективному и широкому применению средств ИКТ для улучшения качества жизни в России.
Если раньше информационные системы в органах власти создавались почти исключительно для внутриведомственного использования, то сейчас набирают силу две мощных и взаимосвязанных тенденции: обеспечение взаимодействия госучреждений с гражданами и негосударственными организациями (G2C – Government to Citizen) и взаимодействие ведомств друг с другом (G2G – Government to Government).
В России тенденции развития рынка проявились в нескольких инициативах, которые сейчас весьма существенно меняют весь ИТ-ландшафт в госсекторе. Это, разумеется, электронные госуслуги, а также системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооброта (МЭДО), без которых говорить об электронных госуслугах не имело бы смысла.
Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ, в своем выступлении констатировал, что электронное правительство у нас состоялось. На федеральном уровне сейчас через СМЭВ обрабатывается около 100 тыс. запросов в неделю, и это далеко не предел. С подключением регионов к СМЭВ это количество возрастет в десятки раз, вырастет документооборот. Было выявлено 337 услуг, которые требуют обмена сведениями между органами госвласти. В документообороте участвуют 988 наименований документов, а 250 документов вообще были исключены, когда сами ведомства стали задумываться о том, что им придется собирать их самостоятельно, а не требовать от заявителей.
Говоря о предстоящем вступлении в силу 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Алексей Попов заверил, что 1 июля закон начнет работать - для электронного или бумажного документооборота - неважно. Никаких переносов сроков не будет. При этом все понимают, что выполнить требования закона, полагаясь на бумажный документооборот, невозможно. Возросшие потоки документов между ведомствами в обязательном порядке требуют широкого применения средств ИКТ.
Комментируя ожидаемый эффект от введения в действие закона 210-ФЗ, г-н Попов привел следующие цифры: количество предоставляемых услуг гражданам и юридическим лицам в год составляет примерно 81 млн. В это же время количество сопутствующих обращений за различными справками и выписками составляет 560 млн. После перехода на межведомственное взаимодействие и перевода услуг в электронный вид общее количество обращений граждан и организаций будет равно количеству предоставленных услуг, т.е. 81 млн. Конечно, это не означает, что объем работы госсаппарата сократится в 7 раз, но, во-первых, вместо граждан эту работу станут делать сами чиновники, и, во-вторых, многие запросы станут выполняться в автоматизированном виде, на смену взаимодействию людей придет взаимодействие систем, что и будет основным фактором ускорения и экономии.
Кроме того, по словам Алексея Попова, правительство намерено контролировать не только расходы на ИКТ, но также и качество выполнения проектов и практическую отдачу от них.
Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата, напомнил собравшимся, что СМЭВ была создана для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг в электронном виде, для чего были разработаны соответствующие методические рекомендации и шаблон технологических карт межведомственного взаимодействия.
Олег Бейлезон:Доля электронных документов в госведомствах будет расти
На вопросы CNews ответил Олег Бейлезон, главный архитектор компании "Логика бизнеса 2.0".
CNews: Как вы оцениваете итоги работ по переводу госведомств на электронныйдокументооборот?
Олег Бейлезон:На мой взгляд, итоги этих работ оценивать рано - электронный документ в стране находится в фазе активного развития, уровень зрелости органов госвласти в части использования электронного документооборота сильно разнится от ведомства к ведомству: кто-то не мыслит себя без ЭДО, кто-то еще находится в процессе выбора и внедрения. И я предвижу следующую фазу – разочарование от результатов внедрения и использования некоторых решений и попытки "сменить коня на переправе". Для госведомств, в силу особенностей принятия и реализации решений о закупке программных продуктов и внедренческих сервисов, это особенно сложный процесс.
Сергей Поздняков: Переход на облачные решения в госсекторе – это вопрос времени
На вопросы CNews ответил Сергей Поздняков, региональный директор Citrix Systems по России и странам СНГ.
CNews: Готова ли инфраструктура госведомств к переходу на облачные технологии?
Сергей Поздняков: На данный момент инфраструктура госведомств не готова к полному переходу на облачные технологии. Безусловно, мы видим, что сейчас строится ряд "облаков" публичных или частных, задача которых заключается в предоставлении услуг и сервисов для государственных структур. Вместе с тем, согласно нашим данным, большинство из этих проектов еще не запущено в промышленную эксплуатацию. Вопрос исключительно во времени.
Тимур Меджитов: Органы власти всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений
На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти Directum.
CNews: Как изменились требования госорганов к СЭД в последнее время?
Тимур Меджитов: Если судить по нашей практике, в последнее время органы власти обращают серьезное внимание на комплексность предлагаемых продуктов и всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений. Классические задачи, связанные с организацией делопроизводства и учета обращений граждан, практически везде решены. Где-то это рыночные продукты, где-то - самописные решения.
Сергей Логинов: Сейчас закладывается правильная тенденция – отказ от ведомственной информатизации в пользу отраслевой
На вопросы CNews ответил Сергей Логинов, руководитель направления по работе с государственными структурами, EMC Россия и СНГ.
CNews: Какие решения, использованные при построении электронного правительства в других странах, применимы в России?
Сергей Логинов: Мне кажется, что практически все зарубежные решения могут быть в той или иной мере востребованы у нас. Государственные органы в разных странах предлагают гражданам схожий набор услуг или сервисов, соответственно, схожим может быть и подход к переводу этих сервисов в электронную форму. Никто не говорит, что надо слепо копировать зарубежные информационные системы, но использовать их опыт при решении аналогичных задач у нас было бы очень разумно.
Константин Королев: Рекомендую регионам использовать проверенные решения
На вопросы CNews ответил Константин Королёв, директор Департамента по работе с государственным сектором BSS Engineering.
CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию электронного правительства по итогам 2011 г.?
Константин Королев: После годового периода погружения в практику реализации требований Федерального закона №210-ФЗ четко выразилась тенденция к стабилизации и унификации процессов перехода на межведомственное взаимодействие.