Андрей Мелихов: Можно ожидать нового витка интереса к новым технологиям
На вопросы CNews ответил Андрей Мелихов, руководитель группы фронтальных решений компании «Пилот».
CNews: Какие инновации ждут российский ритейл в ближайшие годы? Получат ли широкое распространение технологии RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др.?»
Андрей Мелихов: Бурный рост интереса к новым технологиям на волне общемирового экономического подъема в начале тысячелетия сегодня сменился рациональным подходом при оценке отдачи от внедрения технологических новинок. Безусловно, сегодняшний взгляд на инновации с точки зрения практической выгоды подготовит почву, на основе которой можно ожидать нового витка интереса как к новым технологиям, так и к технологиям, чей потенциал еще не в полной мере реализован.
С технологией RFID в розничной торговле по-прежнему связаны большие ожидания. Однако мало кого сегодня можно убедить, что выгода от ее внедрения может быть получена на уровне отдельного магазина или сети магазинов. Увязывание в рамках этой технологии взаимоотношений поставщиков, ритейлеров и покупателей на уровне крупного региона или даже государства – вот реальный путь, который может принести не меньшие выгоды, чем те, которые были получены от внедрения штрихового кода. Примером такого подхода является совместный проект «Роснано», АФК «Система» и X5. Разумеется, достижение успеха в проекте такого уровня требует соответствующего времени и финансирования.
Андрей Мелихов, руководитель группы фронтальных решений компании «Пилот».
Мобильность общества, благодаря персональным средствам коммуникации (в первую очередь, телефонам сотовой связи), сегодня находится на таком уровне, что не использовать ее в интересах ритейла является если не ошибкой, то серьезным упущением. Как каналу персональной доставки маркетинговой информации ему нет равных. Мы ожидаем неизменный рост как количества, так и качества услуг, оказываемых посредством мобильной связи: купоны на скидки, информация об акциях, в том числе с привязкой к текущему географическому положению адресата.
Пожалуй, наиболее востребованными из перечисленных вами являются системы самообслуживания (self-checkout). Изначально ритейлеры проявляли к ним очень осторожный и взвешенный интерес, причины которого крылись в том, что необходимо было ответить на несколько вопросов. Насколько готов современный покупатель использовать технически сложное устройство – кассу самообслуживания (КС)? Насколько готов сам ритейлер доверить покупателю процесс оплаты покупки? Какие процедуры и системы контроля позволят соблюсти правила торговли и снизить убытки ритейлера от недобросовестных покупателей? Может ли цена КС быть разумной с точки зрения российских реалий?
Сегодня ответы на эти вопросы в той или иной степени можно считать удовлетворительными и для дальнейшего роста интереса к кассам самообслуживания, и для первых внедрений в российском ритейле. Примеров систем самообслуживания в повседневной жизни уже очень много. Вопрос доверия или недоверия к покупателю не может быть решен однозначно, особенно с учетом района проживания, в котором присутствует магазин. Что касается вопроса цены и соответствия российскому законодательству, то ответом на этот вопрос является появления касс российского производства, в частности терминальных комплексов самообслуживания (ТКС) «Соло» и «Дуэт», в разработке которых наша компания принимала непосредственное участие.
CNews: Спасибо.