Новые ИТ для ритейла: аналитики обсуждают, бизнес тестирует

страницы:

Андрей Мелихов: Можно ожидать нового витка интереса к новым технологиям

На вопросы CNews ответил Андрей Мелихов, руководитель группы фронтальных решений компании «Пилот».

CNews: Какие инновации ждут российский ритейл в ближайшие годы? Получат ли широкое распространение технологии RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др.?»

Андрей Мелихов: Бурный рост интереса к новым технологиям на волне общемирового экономического подъема в  начале тысячелетия сегодня сменился рациональным подходом при оценке отдачи от внедрения технологических новинок. Безусловно, сегодняшний взгляд на инновации с точки зрения практической выгоды подготовит почву, на основе которой можно ожидать нового витка интереса как к новым технологиям, так и к технологиям, чей потенциал еще не в полной мере реализован.

С технологией RFID в розничной торговле по-прежнему связаны большие ожидания. Однако мало кого сегодня можно убедить, что выгода от ее внедрения может быть получена на уровне отдельного магазина или сети магазинов. Увязывание в рамках этой технологии взаимоотношений поставщиков, ритейлеров и покупателей на уровне крупного региона или даже государства – вот реальный путь, который может принести не меньшие выгоды, чем те, которые были получены от внедрения штрихового кода. Примером такого подхода является совместный проект «Роснано», АФК «Система» и X5. Разумеется, достижение успеха в проекте такого уровня требует соответствующего времени и финансирования.

Андрей Мелихов, руководитель группы фронтальных решений компании  «Пилот».
Андрей Мелихов, руководитель группы фронтальных решений компании «Пилот».

Мобильность общества, благодаря персональным средствам коммуникации (в первую очередь, телефонам сотовой связи), сегодня находится на таком уровне, что не использовать ее в интересах ритейла является если не ошибкой, то серьезным упущением. Как каналу персональной доставки маркетинговой информации ему нет равных. Мы ожидаем неизменный рост как количества, так и качества услуг, оказываемых посредством мобильной связи: купоны на скидки, информация об акциях, в том числе с привязкой к текущему географическому положению адресата.

Пожалуй, наиболее востребованными из перечисленных вами являются системы самообслуживания (self-checkout). Изначально ритейлеры проявляли к ним очень осторожный и взвешенный интерес, причины которого крылись в том, что необходимо было ответить на несколько вопросов. Насколько готов современный покупатель использовать технически сложное устройство – кассу самообслуживания (КС)? Насколько готов сам ритейлер доверить покупателю процесс оплаты покупки? Какие процедуры и системы контроля позволят соблюсти правила торговли и снизить убытки ритейлера от недобросовестных покупателей? Может ли цена КС быть разумной с точки зрения российских реалий?

Сегодня ответы на эти вопросы в той или иной степени можно считать удовлетворительными и для дальнейшего роста интереса к кассам самообслуживания, и для первых внедрений в российском ритейле. Примеров систем самообслуживания в повседневной жизни уже очень много. Вопрос доверия или недоверия к покупателю не может быть решен однозначно, особенно с учетом района проживания, в котором присутствует магазин. Что касается вопроса цены и соответствия российскому законодательству, то ответом на этот вопрос является появления касс российского производства, в частности терминальных комплексов самообслуживания (ТКС) «Соло» и «Дуэт», в разработке которых наша компания принимала непосредственное участие.

CNews: Спасибо.

страницы: