Отечественным торговым сетям по-прежнему небезразличны новые тренды и технологии, приходящие к нам из-за рубежа. Однако выкладывать деньги за модные Future Store, Self-Checkout, Smart Shopping, RFID и пр. основная масса представителей отечественной отрасли, в которой, несмотря на окончание кризиса, еще продолжается череда банкротств и сделок M&A, видимо не спешит. Экономический кризис убедил многих в том, что на рынке ритейла нельзя просто пойти и купить готовые конкурентные преимущества у ИТ-вендора с громким именем - даже за очень большие деньги.
Очень похоже на то, что желание делать "умные покупки" появилось в наши дни не только у многих покупателей, но и у самих ритейлеров, которые стали более опытными, искушенными и разборчивыми потребителями ИТ, хорошо осознавшими тот факт, что большая сумма инвестиций в ИТ-систему сама по себе вовсе не гарантирует окончательного успеха автоматизации и роста масштабов бизнеса. Возможно, по этой причине неподдельный интерес у представителей российской розницы взывают сегодня те презентации ИТ-разработчиков и внедренцев, в которых слово "инновация" чередуется с "эффективностью", "ускорением товарооборота" и "сокращением издержек".
Тем не менее, период жесткой экономии на ИТ в торговой отрасли постепенно остается в прошлом, а у ИТ-компаний накопилось немало интересных предложений, которые должны помочь отечественным ритейлерам возобновить и поддержать рост их бизнеса.
Упорядочивают бизнес-процессы
Большинство крупных сетей сегодня ведут работу по масштабному описанию своих бизнес-процессов, однако это зачастую не приносит должного эффекта, поскольку ключевым моментом в построении полноценной системы процессного менеджмента на торговом предприятии и быстром наращивании им конкурентных преимуществ является фактор скорости внедрения необходимых изменений в реальные, а не нарисованные в виде схем, бизнес-процессы.
Ghislain Vathelot, CEO Accentis: ИТ-решения становятся основным аспектом различий между ритейлерами
CNews: Как вы оцениваете развитие российского рынка розничной торговли и его ИТ-составляющей в сравнении с мировыми тенденциями?
Accentis-cis: Развитие российского ритейла прежде всего сконцентрировано на увеличении продаж и эффективности бизнеса в целом : мобильность, управление мульти-канальностью, управление взаимоотношениями с покупателями – вот основные направления, где есть инвестиции в ИТ. Более продвинутые технологии, направленные на снижение затрат, такие как кассы самообслуживания или RFID, пока рассматриваются только в разрезе долгосрочной перспективы и смогут быть внедрены только тогда, когда начнет возрастать стоимость персонала.
Игорь Криушин, исполнительный менеджер РДТЕХ: Спрос на аналитические решения сейчас достаточно высокий
На вопросы CNews ответил исполнительный менеджер компании РДТЕХ Игорь Криушин.
CNews: Насколько изменились запросы ритейлеров в области информатизации по мере выхода отрасли из рецессии - по вашим наблюдениям?
Игорь Криушин: Спрос на создание и оптимизацию информационных систем в ритейле растёт, как и в целом рынок ИТ, восстанавливающийся после кризисной ситуации. Поскольку прошло ещё не так много времени, то требования к проектам - короткие сроки, прогнозируемые результаты и небольшая стоимость внедрения - остались. Сейчас можно говорить о том, что в целом возрос спрос на аналитические системы - менеджеры хотят знать, на чём они зарабатывают, хотят принимать верные решения на основе информации, поставляемой данными системами. Требования к этим проектам именно такие, о которых я говорил выше.
Андрей Мелихов: Можно ожидать нового витка интереса к новым технологиям
На вопросы CNews ответил руководитель группы фронтальных решений компании «Пилот» Андрей Мелихов.
CNews: Какие инновации ждут российский ритейл в ближайшие годы? Получат ли широкое распространение технологии RFID, self-checkout, мобильные терминалы и др.?»
Андрей Мелихов: Бурный рост интереса к новым технологиям на волне общемирового экономического подъема в начале тысячелетия сегодня сменился рациональным подходом при оценке отдачи от внедрения технологических новинок. Безусловно, сегодняшний взгляд на инновации с точки зрения практической выгоды подготовит почву, на основе которой можно ожидать нового витка интереса как к новым технологиям, так и к технологиям, чей потенциал еще не в полной мере реализован.
Инна Волынец: Розничные операторы занялись скоростью и качеством обслуживания покупателей
На вопросы CNews ответила коммерческий директор группы компаний «Сервис Плюс» Инна Волынец.
CNews: Как быстро, по вашему мнению, рынок ИТ в ритейле восстановится после экономических потрясений?
Инна Волынец: С учетом специфики нашей общеэкономической ситуации, процесс восстановления рынка займет от года до полутора лет.