Новые ИТ для ритейла: аналитики обсуждают, бизнес тестирует

страницы:

С помощью базы данных, терминалы контролируют соответствие веса покупки суммарному весу фасованных товаров, которые покупатель перекладывает по мере сканирования в стоящую на контрольных весах корзину, а также позволяют взвесить и оплатить весовой товар. Они позволяют вести видеонаблюдение, распечатывают кассовый чек со штрих-кодом, по которому можно производить автоматический контроль при выходе покупателя из магазина.

Для использования оборудования, в принципе, достаточно штатного сотрудника службы безопасности, хотя по желанию заказчика оно может быть укомплектовано дополнительным терминалом для ассистента, находящегося в зоне самообслуживания. Модели терминалов снабжены сенсорным экраном с интуитивно понятным любому человеку лаконичным интерфейсом, позволяют обслужить покупателей с корзиной покупок весом 15 или 25 кг. Терминалы удобны в администрировании, могут работать как автономно, так и под управлением кассового сервера. По словам г-на Мелихова терминалы имеют ориентировочную стоимость от 25-28 тыс. долл., и позволяют, в частности, оптимизировать расходы и эффективно использовать площадь и другие ресурсы магазина, давая при этом возможность покупателям быстро и приватно совершать покупки.

Предлагают решения

Быстро перенять проверенный практикой европейский и американский опыт отечественным торговым сетям предлагает компания Accentis CIS. Управляющий партнер Accentis CIS Жислан Ватело, рассказавший в своей презентации об услугах своей компании и внедряемых ею решениях Cylande, подчеркнул, что модульные и масштабируемые ИТ-решения внедряются в сжатые сроки, имеют высокие показатели возврата инвестиций и могут быть приобретены как в виде отдельных модулей, так и в составе программного комплекса.

Решения, предлагаемые в качестве инноваций российским торговым сетям, часто похожи на некий продукт НИИ, а "насколько он нужен и кому именно - непонятно" - так начала свое выступление Инна Волынец, коммерческий директор компании "Сервис Плюс". В противоположность такому подходу ГК "Сервис Плюс" ориентируется именно на ожидания отечественных торговых сетей и конкретных людей, которые в них работают. Решения "Сервис Плюс" предназначены ритейлерм любого масштаба и позволяют автоматизировать ключевые процессы розницы, включая как бэк-офисную часть, так и систему товародвижения, работу касс и торгового оборудования, стимулировать продажи при помощи вывода рекламной и справочной информации на интерактивные LCD-дисплеи POS-терминалов, позволяющие, в частности, увидеть в непосредственно в момент совершения покупки сумму скидки в рублях, а не в процентах, и др.

Снижают затраты

Предлагаемые ритейлерам инновации и подходы должны в конечном итоге сокращать издержки торговой компании и повышать скорость обслуживания покупателей - считает директор ИТ-департамента "Концерн группа СОЮЗ" Андрей Маликин.

Ускорить и сделать более информативным процесс поиска нужного мульимедийного диска, среди 300 тыс. позиций активного ассортимента КГ "Союз", удалось с помощью базы данных товаров, заполняемой при помощи самих покупателей. В этих целях в компании организовали работу по сбору пользовательского контента в интернете, активно используя в этих целях ЖЖ, Facebook и социальные сети. "Что касается системы самообслуживания, то она эффективна в плане ускорения обслуживания в магазине только в сочетании с RFID, а это дорого и недостаточно надежно: опыт КГ "Союз" показывает, что процент размагничивания радиочастотных меток доходит до 30%", - сообщил г-н Маликин.

Важным для стимулирования продаж г-н Маликин считает процесс общения покупателей друг с другом, а также с экспертами. Полезным он находит, в частности, наблюдение за процессом обсуждения в социальных сетях с последующей трансляцией в магазинах предпочтений лидеров мнений в виде тематических раскладок, стендов и акций. Кроме того, в гипермаркетах хорошо работает система предварительного заказа, поскольку покупатели часто приезжают туда чтобы не просто быстро забрать товар, но и пообщаться при этом с экспертом, поэтому имеет смысл попытаться организовать такое общение не только в оффлайне, но и через интернет-конференции. В заключение г-н Маликин привел в качестве реального способа снизить издержки внедрение системы мотивации, позволяющей перераспределить веса KPI-показателей персонально для каждого сотрудника с учетом тех моментов, которые данный сотрудник обычно упускает в своей работе. Такую комплексную систему мотивации удалось внедрить благодаря интеграции в учетную систему предприятия-заказчика этой системы специально разработанного аппаратно-программного комплекса.

Тему снижения затрат в ритейле продолжил директор по развитию ServiceDirect Михаил Хургес. Существует множество противоречивых мифов об аутсорсинге печати для ритейла. В частности - о совместимых расходных материалах как об эффективном способе снижения затрат торговой сети. Чтобы опровергнуть это заблуждение, г-н Хургес привел пример сети универмагов "Фамилия", где удалось достичь 40%-ой экономии, несмотря на то, что сеть широко использовала совместимые материалы еще до перехода на аутсорсинг. "Любой проект по аутсорсингу печати с первого дня внедрения должен повышать эффективность ритейлера" - заметил при этом г-н Хургес.

страницы: