ИТ-аутсорсинг - востребованный в России сервис, однако по модели работы наша страна отстает от Запада как минимум на 10 лет. По оценкам специалистов, во многих случаях в реальности подрядчики предлагают "псевдоуслуги", а красивое слово используется ими, чтобы произвести впечатление на заказчика. Нет у нас и единой терминологии, позволяющей сторонам договориться друг с другом. Каковы пути выхода из этой ситуации, чем отечественный рынок привлекает клиентов и что еще мешает отрасли, обсудили участники круглого стола "ИТ-аутсорсинг: от разработки до поддержки", организованного CNews Conferences и CNews Analitics.
Аутсорсинг на практике
Выбор команды аутсорсеров — важный процесс, потому что в любом случае при работе с подрядчикам возникают риски. Антон Беренцев, исполнительный директор EleWise, советует подобрать опытную команду с непрерывным стажем работы именно в той области, которую планируется отдать внешнему исполнителю. При этом следует обращать внимание на внутреннюю составляющую проектов, а не только на список клиентов данного провайдера. "Баланс опыта, стоимости работ (для оценки сюда включается технологичность решения, соблюдение сроков, последующая глубина сопровождения проекта) и надежности поставщика — это основа верного решения", - считает Антон Беренцев.
Несмотря на то, что отечественные аутсорсеры отстают от европейских именно в плане предоставления сложных, пакетных услуг, отдельные проекты все же появляются. Так, например, о практическом применении аутсорсингового колл-центра рассказал руководитель "Комус-контакта" Андрей Истомин: "Я вижу большие перспективы развития call-центров на рынке аутсорсинговых услуг. Все больше компаний понимают необходимость использования таких центров в период пиковых нагрузок, когда нецелесообразно набирать свой штат операторов. При этом сильнее всего наши заказчики переживают за сохранность своих баз, чтобы данные не попали к конкурентам. Для этого мы подписываем соглашения о конфиденциальности. По истечении проекта в присутствии заказчика база уничтожается, и на руках у контакт-центра ничего не остается".
Понять своих бизнес-заказчиков, их процесс производства изнутри попыталась, как это ни удивительно звучит, минерально-химическая компания "Еврохим". И теперь предприятие не только производит удобрения, но и является провайдером ИТ-услуг. Владимир Чибисов, директор по ИТ "Еврохим", объяснил, как с помощью их сервиса (наглядной надстройкой над ERP) крупные компании, запутавшиеся в серьезных вендорах и больших ERP-системах, смогут получить легкое решение.
Факторов роста рынка аутсорсинга в России немало. В их числе эксперты называют развитие Электронного правительства, вторую волну приватизации, вступление нашей страны в ВТО, выход отечественных компаний на IPO. Оптимизма добавляет и тот факт, что целых 6 российских (или связанных с Россией) компаний вошли в топ-100 мировых лидеров аутсорсинга по версии IAOP. Как пошутили участники круглого стола, успешный аутсорсинг у нас возможен, нужно лишь немного искусства и много магии.
Наталья Николаева / CNews