ИТ-аутсорсинг - востребованный в России сервис, однако по модели работы наша страна отстает от Запада как минимум на 10 лет. По оценкам специалистов, во многих случаях в реальности подрядчики предлагают "псевдоуслуги", а красивое слово используется ими, чтобы произвести впечатление на заказчика. Нет у нас и единой терминологии, позволяющей сторонам договориться друг с другом. Каковы пути выхода из этой ситуации, чем отечественный рынок привлекает клиентов и что еще мешает отрасли, обсудили участники круглого стола "ИТ-аутсорсинг: от разработки до поддержки", организованного CNews Conferences и CNews Analitics.
Как выглядел аутсорсинг в 90-е годы? Компании предпочитали экономить, поэтому пользовались простыми сервисами "со стороны" в попытке сократить издержки на содержание бэк-офиса. Сейчас деньги далеко не на первом месте. Хотя одним из "столпов" аутсорсинга долгое время считалось использование дешевой рабочей силы (как правило, из стран третьего мира), от этого принципа по разным причинам начали отходить. Вспомним хотя бы недавнюю новость о том, что ряд ИТ-компаний США теперь опасается иметь дело с китайскими коллегами из-за электронного шпионажа.
Если ориентироваться на опрос, проведенный в 2012 г. компанией Marketvisio Consulting, то только 1,8% респондентов из 506 опрошенных заявили, что пользуются услугами аутсорсеров в попытке сэкономить. По заверениям Игоря Иванова, руководителя отдела продаж решений компании Softline, решающими факторами здесь служат не деньги, а время и компетенции.
Если предприятию не хватает собственного персонала и оборудования, уровень своей ИТ-экспертизы низок, нужно повысить качество услуг или осуществить проект в сжатые сроки и с использованием передовых технологий, то оно, скорее всего, обратится к аутсорсерам.
Использование мощностей провайдеров услуг позволит такой компании улучшить свою деловую активность и при этом не тратить время на внедрение неключевых технологических процессов и поиск/обучение соответствующих специалистов. Это в идеале. Однако в плане модели аутсорсинга Россия отстает от западных коллег на 10 лет. Так считает Вадим Стеценко, старший вице-президент компании Maykor.
Филипп Александровский: Из-за недоверия распространена фрагментарная передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг
Филипп Александровский, генеральный директор компании "АйТи Десижн", считает, что самый выгодный для заказчика и исполнителя вариант аутсорсинга ИТ-инфраструктуры – полная ее передача на аутсорсинг. В этом случае провайдер сам расставляет приоритеты и распределяет расходы, а заказчик перекладывает ответственность на исполнителя и превращается в контролирующую структуру.
CNews: В чем вы видите основные сложности развития рынка ИТ-аутсорсинга в России?
Филипп Александровский: Опыт взаимодействия компании "АйТи Десижн" с пользователями ИТ-аутсорсинга показывает, что развитие рынка подобных услуг сильно тормозится распространенным, но не всегда соответствующим действительности мнением, что ИТ-аутсорсинг – это всего лишь один из инструментов для снижения затрат. То есть от компании-аутсорсера ИТ-услуг всегда ожидается снижение стоимости обслуживания инфраструктуры на порядок одновременно с улучшением качества, тогда как компании-заказчики нередко не обладают ни документацией по собственным сетям и оборудованию, ни четким представлением о стратегии развития в ИТ-сфере.