С момента утверждения концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) прошел почти год. Где результат? Участники конференции, организованной CNews Conferences и CNews Analytics, собрались для того, чтобы с фактами в руках обсудить, состоялся ли старт информатизации отрасли.
Константин Суслов: Я являюсь убежденным сторонником интеграционного подхода
На вопросы Cnews ответил Константин Суслов, генеральный директор группы компаний «Хост».
CNews:Готова ли ИТ-инфраструктура российского здравоохранения к работе по облачной технологии?
Константин Суслов: Говорить об облаках за пределами МКАДа пока можно с большими оговорками. Хороших каналов связи как не было, так и нет, особенно в удаленных точках нашей необъятной Родины. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность больниц, которая в большинстве своем состоит из пары-тройки компьютеров в бухгалтерии и кабинете главного врача. Есть больницы, в которых и электричество не всегда бывает. Об облаках можно говорить как о цели, к которой мы движемся, но не как о технологии, которую можно применять повсеместно.
CNews:Как вы видите инфраструктуру регионального сегмента ЕГИС-Здравоохранения?
Константин Суслов: Существует две основные концепции построения корпоративных информационных систем: централизация и интеграция. Централизация подразумевает реализацию всех необходимых функций в одной универсальной информационной системе класса ERP и ликвидацию «зоопарка» из других информационных систем. Концепция интеграции, наоборот, предполагает использование для каждой функциональной области лучшей в своем классе системы и интеграцию всех систем для обмена данными и реализации сквозных бизнес-процессов.
Я являюсь убежденным сторонником интеграционного подхода. Его эффективность «Хост» уже доказала на практике, создав региональную информационную систему в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Реализация этого проекта обошлась в несколько раз дешевле, чем потребовалось для создания близкой по функциональности региональной системы в одном из соседних регионов.
По моему мнению, единая медицинская информационная система (ЕМИС) должна подключаться к единой информационной шине вместе с другими медицинскими информационными системами, используемыми в регионе. При этом ЕМИС должна быть реализована как в облачной, так и в оффлановой версии. Более того, считаю, ЕМИС не может быть лучшим решением для всех типов медицинских учреждений. Это скорее решение для «бедных», для реализации основных административных и некоторых медицинских функций, необходимых для работы региональных и федеральных сервисов. Крупные и специализированные медицинские учреждения покупают и будут покупать из своих средств информационные системы, наилучшим образом автоматизирующие процесс лечения пациентов именно в их условиях.
Мы видим свою роль в создании платформы для интеграции информационных систем, реализации сквозных бизнес-процессов, обеспечении взаимодействия с федеральными сервисами, а также консолидации и анализе данных для поддержки принятия решений органами управления здравоохранением. Именно это делает разработанная нами региональная информационная система «МедВедь».
Мы сотрудничаем со многими разработчиками медицинских и административно-хозяйственных информационных систем для обеспечения такой интеграции и открыты для партнерства со всеми разработчиками.
CNews: Одна из основных проблем информатизации здравоохранения – отсутствие квалифицированного ИТ-персонала, в особенности, в регионах. Как, по вашему мнению, ее можно решить, например, в вашем регионе?
Константин Суслов: Здесь две очевидные возможности: повышение квалификации ИТ-персонала в медицинских учреждениях и применение технологий, снижающих требования к персоналу. Обе из них надо использовать.
Обучение – отдельная тема, не берусь ее обсуждать, так как не считаю себя экспертом в этой области. Что касается технологических решений, то здесь есть два варианта. Там, где есть хорошие линии связи, можно использовать облачные технологии, где таких каналов нет – типовые программно-аппаратные комплексы. Одна из наших запатентованных моделей – «точка доступа» - как раз решает задачу поддержания базовых сервисов в отсутствие канала связи.
Модель способна обеспечивать буферизацию данных и гарантирует их доставку в ЦОД, а также функцию безопасности. При возникновении неисправности это оборудование просто целиком заменяется на другое с восстановлением данных, не переданных в ЦОД с момента последнего сеанса. Никакого обслуживания или настройки на месте такая «точка доступа» не требует. Это решение мы использовали еще в 2004-м году, выполняя пилотный проект региональной информационной системы в Свердловской области.
CNews: Какой опыт вашей компании, на ваш взгляд, мог бы быть полезен медицине?
Константин Суслов: Одно из наших последних решений – «Методика оценки эффективности работы системы здравоохранения». Сейчас оно реализовано в Ханты-Мансийском автономном округе и позволяет руководителю муниципального и регионального органа управления здравоохранения оценивать эффективность подведомственных ему учреждений.
Методика построена на базе интегральной оценки KPI системы здравоохранения и позволяет проводить ранжирование учреждений по различным показателям, видеть динамику. На основании этих данных органы управления здравоохранением могут проводить корректирующие, предупреждающие и профилактические меры. С ростом числа медицинских учреждений, подчиненных региональному департаменту или министерству здравоохранения, методика управления по KPI становится еще более актуальной.