С момента утверждения концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) прошел почти год. Где результат? Участники конференции, организованной CNews Conferences и CNews Analytics, собрались для того, чтобы с фактами в руках обсудить, состоялся ли старт информатизации отрасли.

страницы:

О необходимости модернизации и, в частности, информатизации здравоохранения говорят, пожалуй, с момента появления первых компьютеров в клиниках. Отдельные решения, помогающие врачу в его сложной работе, уже много лет внедряются в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и являются их предметом гордости. Но комплексная программа автоматизации ЛПУ в рамках всей страны появилась совсем недавно, в апреле 2011 г., после долгих споров и обсуждений. Она провозгласила курс на информатизацию по облачной модели. На реализацию ЕГИСЗ в России были выделены небывалые для здравоохранения средства: 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов, т.е. всего 29,2 млрд руб.

Первые результаты

Андрей Гусельников, недавно назначенный заместителем министра здравоохранения и социального развития России и отвечающий за вопросы информатизации, заверил присутствующих, что основная цель построения ЕГИСЗ – не сбор статистической и отчетной информации для министерства, а "обеспечение деятельности медицинских учреждений, их специалистов во всех основных аспектах их деятельности". По его словам, работы по внедрению системы уже идут в 8 пилотных регионах и их результаты неоднородны. "Проект осложняется не только различиями применяемых МИС в пилотах, но и наличием определенного количества "серых зон" в методическом обеспечении", - уточнил Андрей Гусельников.

Замминистра предупредил, что все работы по построению региональных сегментов ЕГИСЗ будут мониторить назначенные министерством кураторы. "В зависимости от хода работ в пилотных проектах министерство готово открыто говорить со всеми остальными субъектами на тему корректировки их планов работ, в том числе изучать предложения по переносу части мероприятий на 2013 г. – уточнил он. – К "штрафникам" будут приниматься меры вплоть до остановки финансирования и обращения к губернаторам о смене ответственных лиц. Соответственно, и перечень пилотных регионов может быть пересмотрен".

Какие же работы проведены на настоящий момент? Ответом на этот вопрос стало выступление Вадима Дубинина, директора департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В декабре 2011 г. состоялись первые конкурсы на создание базовых федеральных сервисов, а в январе 2012 г. заключены первые контракты с их победителями: "Ростелекомом" (интегрированная электронная медицинская карта, электронная самозапись и направление на прием к врачу), "Прогнозом" (ведение нормативно-справочной информации, единая аналитическая система), "1С" и "Парусом" (управленческий учет административно-хозяйственной деятельности), а также с "Софтлайном" (единый сервис защищенного обмена информацией).

В настоящее время, по словам Дубинина, выпускается техническая документация и производится запуск 5 базовых сервисов (самозапись на прием, сервис обмена информацией, электронная медкарта, аналитическая система, учетная система) для пилотной эксплуатации в 8 регионах, а в июне на базе федерального ЦОДа состоится запуск этих сервисов в промышленную эксплуатацию во всех регионах РФ.

По словам Владимира Макарова, советника руководителя департамента информационных технологий Москвы, столица активно включилась в работу по информатизации медицинских учреждений. К настоящему времени с использованием ШПД на скорости 10 Мбит/с к ЦОД подключены 680 ЛПУ столицы, все каналы связи защищены при помощи централизованно управляемых средств криптографической защиты, осуществляются централизованный мониторинг и управление телеком-инфраструктурой. Причем телекоммуникационные услуги предоставляются по сервисной модели.

Опыт – сын ошибок трудных

Очевидно, что столь масштабные преобразования в отрасли не могут происходить легко и беспрепятственно. В частности, не все заявленные Минздравсоцразвития планы представляются участникам рынка реалистичными. По опыту компании InterSystems, о котором рассказал директор по продажам Виктор Абрамов, в странах, где масштабы проекта были значительно скромнее, а стартовый уровень информатизации ЛПУ составлял порядка 97% против российских 5-7%, на его реализацию уходило около 5 лет, в то время как Россия собирается решить эти задачи за 1,5 года.

В основе построения ЕГИСЗ, по словам Виктора Абрамова, должна лежать единая нормативная база, на основании которой медицинские информационные системы ЛПУ будут интегрироваться на региональном, а затем и на федеральном уровне. К сожалению, на сегодняшний день фундамент построения ЕГИСЗ находится в весьма плачевном состоянии, что ставит под сомнение реалистичность сроков выполнения заявленных Минздравсоцразвития планов.

Алексей Гайдуков: Необходимо утвердить стандарты обмена данными и регламенты их использования

На вопросы CNews ответил Алексей Гайдуков, руководитель направления автоматизации медицинских организаций «».

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации российского здравоохранения на настоящий момент?

Алексей Гайдуков: По нашим оценкам, в настоящий момент в наибольшей степени информатизирована административно-хозяйственная деятельность учреждений системы здравоохранения. Налажен учет, отчетность сдается с использованием специализированных программных продуктов.

Читать далее

Вячеслав Кадников: Планы государства по информатизации здравоохранения поражают сжатыми сроками реализации

На вопросы CNews ответил Вячеслав Кадников, руководитель направления по работе с государственным сектором Information Intelligence Group EMC Россия и СНГ.

CNews: Насколько российские регионы готовы к информатизации здравоохранения?

Вячеслав Кадников: 83 региона не могут находиться в одинаковой степени готовности. Часть из них уже достаточно далеко продвинулась как минимум в деле создания базовой инфраструктуры, некоторые находятся лишь на этапе закупки минимально необходимого для соответствия заданным государством параметров оборудования.

Читать далее

Виктор Абрамов: Создание ЕГИСЗ требует ясного осознания целей проекта и политической воли для их достижения

Нам вопросы CNews ответил Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems.

CNews: Ваша компания имеет богатый опыт реализации проектов информатизации здравоохранения за рубежом. Что из этого опыта, на ваш взгляд, должно  учитываться при построении ЕГИС-Здрав в России?

Виктор Абрамов: Безусловно, надо анализировать и по возможности учитывать доступные организационные и управленческие подходы, архитектурные и технические решения, финансовые и другие ресурсные параметры. Но главное, необходимо понимать, что реализация такого рода проектов, в первую очередь, требует ясного осознания целей проекта и политической воли для их достижения, во вторую - организационных усилий, в третью - внятного долговременного финансирование и ресурсного обеспечения, и только в четвертую - современных технологий.

Читать далее

Михаил Переверзев: Облачные вычисления могут существенно облегчить и ускорить информатизацию в медицине

На вопросы CNews ответил Михаил Переверзев, руководитель департамента сетевых решений «Медицинские системы» «Фуджифильм-РО»

CNews: Каковы особенности построения региональных систем архивирования диагностических изображений (PACS)?

Михаил Переверзев: В условиях крупных региональных проектов PACS должны обеспечить бесперебойную работу с результатами диагностических обследований миллионов пациентов, с архивом изображений размером в сотни терабайт или более, обеспечивая конкурентный доступ для тысяч врачей. Сложность задачи проявляется и в том, что в разных ЛПУ могут использоваться разнообразные схемы идентификации пациентов и разные системы МИС/РИС/PACS. Поэтому необходимо организовать хранение и обмен не только непосредственно изображениями, но и соответствующими этим изображениям медицинскими документами (протоколы, отчеты и т.д.).

Читать далее

Константин Суслов: Я являюсь убежденным сторонником интеграционного подхода

На вопросы Cnews ответил Константин Суслов, генеральный директор группы компаний «Хост».

CNews: Готова ли ИТ-инфраструктура российского здравоохранения к работе по облачной технологии?

Константин Суслов: Говорить об облаках за пределами МКАДа пока можно с большими оговорками. Хороших каналов связи как не было, так и нет, особенно в удаленных точках нашей необъятной Родины. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность больниц, которая в большинстве своем состоит из пары-тройки компьютеров в бухгалтерии и кабинете главного врача. Есть больницы, в которых и электричество не всегда бывает. Об облаках можно говорить как о цели, к которой мы движемся, но не как о технологии, которую можно применять повсеместно.

Читать далее

страницы: