С момента утверждения концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) прошел почти год. Где результат? Участники конференции, организованной CNews Conferences и CNews Analytics, собрались для того, чтобы с фактами в руках обсудить, состоялся ли старт информатизации отрасли.
Создание PACS регионального уровня – одна из актуальнейших задач информатизации здравоохранения. По мнению Михаила Переверзева, руководителя подразделения сетевых решений департамента медицинских систем "Фуджифильм-РО", требования к архитектуре таких решений достаточно жесткие. Это - возможность однозначной идентификации пациентов/исследований в сети ЛПУ и ведения единой диагностической записи для всех ЛПУ региона, поддержка больших объемов данных (счет идет на петабайты) и множества одновременных запросов пользователей, повышенная отказоустойчивость, бесперебойность работы, восстановление после сбоев, поддержка Web-технологий, обеспечение безопасного доступа к данным и разграничение прав пользователей, интеграция с МИС/РИС/PACS на основе стандартов DICOM, HL7, профилей IHE, масштабируемость без изменения интерфейса пользователя, сжатие диагностических изображений, работа в слабых сетях.
Свое видение процесса информатизации здравоохранения представила и российская компания "1С", известная не только как разработчик популярной системы учета административно-хозяйственной деятельности. По заявлению Татьяны Хожаевой, руководителя группы по работе с партнерами в бюджетной сфере "1С", продукты линейки "1С:Медицина" - уже хорошо знакомое пользователям решение, не требующее дополнительной специальной подготовки пользователей и обеспеченное уже сформированной сетью специалистов по технической поддержке платформы.
Как избежать рисков?
"Существует несколько основных проблем реализации проекта информатизации здравоохранения" - говорит Олег Симаков, директор по ИТ Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. Во-первых, это отсутствие проектного офиса, который должен обеспечить оперативное управление. Во-вторых, сегодня Минздравсоцразвития России сосредоточился на создании пяти федеральных сервисов, а контроль за ходом реализации мероприятий в регионах оказался сведен до мониторинга общей программы модернизации. В-третьих, реальное выполнение работ по итогам 2011 г. составило около 10% от плана, то есть, возникает риск выполнения работ не более чем наполовину к концу 2012 г., что может вызвать дальнейшее смещение сроков. В-четвертых, дискуссии экспертного сообщества отражают противоречивые взгляды на приоритеты и подходы к реализации мероприятий проекта и, в частности, федеральных сервисов, работ в регионах и в ЛПУ. Кроме того, создание экспертной группы – хоть и прекрасная, но запоздалая идея, способная привести к задержке конкурсных процедур.
Г-н Симаков предложил срочно принять целый комплекс мер, направленных на повышение эффективности проводимых работ. Среди них - создание проектного офиса, ускорение экспертизы ТЗ региональных прикладных систем, развертывание работ по созданию НСИ. Кроме того, необходимо сочетать создание федеральных компонент с опережающими работами по разработке унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия региональных и федеральных компонент ЕГИСЗ в полном объеме (все 15 федеральных сервисов, а не 5); расширить практику использования "простых" решений как первого этапа перехода к усовершенствованным деловым процессам с использованием информационных технологий в здравоохранении; разработать и запустить программу стимулирования внедрения МИС в ЛПУ.
Наталья Рудычева / CNews Analytics
Презентации участников конференции