Процессы федеральной информатизации ведут к тому, что региональные ОГВ активно используют услуги "Ростелекома" (РТК), геоинформационные данные, сервисы и пр., а их представители подчеркивают важность создания различного рода межрегиональных центров компетенций и наличия мотивированного и квалифицированного персонала на местах для эффективного решения поставленных задач. При информатизации на региональном уровне, а также в конкретных федеральных ОГВ востребованы решения от самых различных поставщиков и разработчиков. Этому вопросу были посвящены многие выступления на CNews FORUM 2011.

страницы:

Евгений Хохлов: Существует разрыв во времени между появлением компьютера на столе врача и возникновением возможности у информационной системы помочь врачу в работе

На вопросы CNews ответил Евгений Хохлов, генеральный директор компании «ПрограмБанк».

CNews: Как вы оцениваете готовность медучреждений, в первую очередь регионального уровня, к внедрению ИТ?

Евгений Хохлов: Если спросить главных врачей областных больниц в любом регионе России, готовы ли они к внедрению ИТ, я думаю в 99% случаев ответ будет положительным. В том числе и потому, что при нынешнем уровне информатизации здравоохранения наличие ИТ-решения – это, в первую очередь, имидж главного врача, свидетельство его умения «выбивать деньги» даже на «не очень нужное», и лишь во вторую, а то и в третью очередь – инструмент работы.

Любой врач будет польщен, если на его стол государство поставит современный компьютер. А вот зачем он на этом столе реально, т.е. самому врачу, нужен, не всегда готовы ответить даже те врачи, на столе которых компьютер уже есть.

Проблема в том, что реальное влияние на работу здравоохранения информатизация начинает оказывать только благодаря (и после) централизации медицинской информации, хотя бы на уровне региона. Но для того, чтобы этот эффект стал возможным, нужно не только поставить врачу на стол компьютер, не только заложить в этот компьютер медицинскую информационную систему (МИС), но и заставить врача этой системой пользоваться, вносить в нее действительно все медицинские данные (а не только то, что нужно для выставления ФОМС счета-фактуры на оказанные услуги).

Существует объективный разрыв во времени между появлением компьютера на столе врача и возникновением реальной возможности у информационной системы врачу в его работе помочь. Этого, естественно, не понимают главные врачи учреждений, где МИС еще нет. Это вынуждены терпеть главные (и не главные) врачи учреждений, где МИС внедрена, но «не оправдывает надежд».

Поэтому вопрос, скорее, не в готовности врачей и медучреждений внедрять ИТ, а в готовности ИТ приносить им реальную пользу. Именно над этим мы и работаем.

CNews: Заметили ли повышение активности заказчиков от медицины в связи с началом реализации Концепции информатизации здравоохранения?

Евгений Хохлов: Прежде всего, не очень заметно «начало реализации» этой концепции, по крайней мере, на федеральном уровне. В регионах же к концу года потребность осваивать заложенные в региональные бюджеты средства на информатизацию просто заставила начать объявлять конкурсы и аукционы. Компания «ПрограмБанк» достаточно много усилий вложила в то, чтобы эти конкурсы и аукционы были хоть как-то продуманы и подготовлены. Мы, начиная с лета, регулярно проводили вебинары, на которые записывались представители до 50 регионов, передавали проектную документацию, обсуждали региональные концепции и т.д. Сейчас это начинает приносить плоды.

Конечно, основной объем активности пока приходится на закупки оборудования, прокладку сетей связи, оснащение региональных центров обработки данных. Но и нас не забывают, объем выигранных аукционов и заключенных с регионами контрактов растет. И только на федеральном уровне не очень понятная и вызывающая тревогу тишина.

CNews: Какие решения наиболее востребованы рынком в настоящее время? Будут востребованы через 3-5 лет?

Евгений Хохлов: Сейчас идет период создания инфраструктуры, а потому востребованы в первую очередь МИС, лабораторные системы, архивы изображений и т.д. Но уже через год-два встанет вопрос об эффективности вложенных средств. И тогда спрос будет на системы поддержки принятия решений (СППР) как на уровне врача, так и на уровне управления отдельными медицинскими организациями и, особенно, на уровне управления региональным здравоохранением.

Мы уже готовимся к этому спросу, потому что действительно работающие СППР – дело не одного года работы. Надеюсь, уже в будущем году начнем внедрение первых разработанных СППР. А в 2013 уже будем указывать на статистически достоверное улучшение соответствующих показателей регионов.

страницы: