Процессы федеральной информатизации ведут к тому, что региональные ОГВ активно используют услуги "Ростелекома" (РТК), геоинформационные данные, сервисы и пр., а их представители подчеркивают важность создания различного рода межрегиональных центров компетенций и наличия мотивированного и квалифицированного персонала на местах для эффективного решения поставленных задач. При информатизации на региональном уровне, а также в конкретных федеральных ОГВ востребованы решения от самых различных поставщиков и разработчиков. Этому вопросу были посвящены многие выступления на CNews FORUM 2011.
Региональная специфика vs. экономическая эффективность
"Модели и технологии, первоначально разработанные в Республике, по сути, стали неким интеллектуальным продуктом, который, имея определенную стоимость и ценность, начинает экспортироваться в другие регионы, включая московский", – сообщил министр информатизации и связи Республики Татарстан Николай Никифоров. – "Создается огромный рынок, который генерирует спрос на электронные сервисы, причем не только в сфере госуслуг".
Татарстан - один из немногих регионов, создающих федеральную сеть доставки облачных сервисов. В то же время, часто неэффективно, а иногда и невозможно, решать силами одного региона ряд задач федерального масштаба в сфере информатизации образования, здравоохранения, решения инфраструктурных вопросов. В частности, важной задачей г-н Никифоров считает создание самоокупаемой координирующей структуры "Приволжский УЭК". Желание отправить на стажировку в Татарстан ИТ-управленцев из своих муниципалитетов изъявили присутствовавшие на Форуме представители Ставропольского Края.
"Согласовать темпы разворачивания технических средств с человеческим фактором, а также найти способы скомпенсировать недостающие бюджетные средства на информатизацию помогут центры "межрегиональной" компетенции", – полагает заместитель губернатора Ярославской области Алексей Бушуев. - "Их можно развивать в рамках НПП совместно с Концерном "Сириус", через государственно-частное партнерство и т.д. Например, вместе с Роскосмосом мы создаем Центр космических услуг, совместно с "Вымпелком" – технический центр, стоимостью 3 млрд. руб. Объективно нужны такие центры и оператору РТК: определяющим является наличие квалифицированных людей на местах, которые знают региональную специфику, могут поддерживать пользователей", – считает докладчик.
По оценке заместителя председателя Правительства Леонида Кесельбренера, "в Республике Северная Осетия-Алания сотрудничество с РТК складывается успешно и мы рассчитываем уложиться в нормативные сроки. Все населенные пункты Республики телефонизированы и имеют доступ к интернет, одними из первых мы получили 10 инфоматов, которые размещены в госучреждениях". Была создана нормативная база, обновлен республиканский портал по предоставлению государственных и муниципальных электронных услуг, 2 года назад был запущен пилотный проект МФЦ, развивается СЭД и пр. "Ряд этапов межведомственного взаимодействия происходит с использованием факса, а кое-где и курьерским способом, что обусловлено высокой степенью дотационности районов. Мы настроены оптимистично, наш бюджет на финансирование мероприятий по информатизации увеличивается в 8 раз", – в частности, сообщил спикер.
Степень готовности регионов к МЭВ различная, а решения, созданные на протяжении последних 5-ти лет, часто не отвечают быстроизменяющимся современным требованиям. Волгоградская область вывела свои сервисы в СМЭВ одной из первых с помощью компании BSS Engineering. "Система "СГД BS-eRegion" - это шлюз, который позволяет ведомствам с разной степенью технической готовности подключиться к системе межведа на базе РТК", – сообщил генеральный директор BSS Engineering Андрей Чучелов. - "В частности, благодаря возможности применения коммутируемых каналов связи можно установить систему практически в любом территориально удаленном ведомстве (в т.ч. без АИС). За счет этого волгоградская система сегодня развивается вширь. Разрабатываются новые виды госуслуг, их формы регистрируются в СМЭВ и выводятся на портал госуслуг. Планируется развитие центра финансовых услуг".
Первый заместитель министра информатизации и связи Андрей Прокошев в своем докладе "Нестандартное решение стандартной задачи" рассказал о предоставлении госуслуг в Удмуртской Республике, автоматизированном при помощи ECM-решения ижевской компании Directum. Оно облегчает работу с бумажными документами, интеграцию с устаревшими ГИС и пр. На региональном уровне речь идет скорее о создании межведомственной СЭД, построенной вокруг обработки конкретным чиновником (инициированной тем или иным способом) заявки на госуслуги в соответствии с регламентом, нежели чем об электронных сервисах. Для интеграции с единым порталом госуслуг и СМЭВ на федеральном уровне используются сервисы РТК. "Региональная стратегия информатизации охватывает 5-летнюю перспективу, построена вокруг 142-ух целевых показателей, ее финансирование составляет порядка 240 млн в год", – сообщил докладчик.
Андрей Чучелов: Электронные услуги появятся только после налаженного межведомственного взаимодействия
На вопросы CNews ответил генеральный директор компании BSS Engineering, Андрей Чучелов.
CNews: Как вы оцениваете ход развития программы "Информационное общество"?
Андрей Чучелов: BSS Engineering предоставляет решения для реализации требований закона №210-ФЗ, поэтому экспертно оценивать исполнение программы "Информационное общество" мы можем именно как поставщик.
Дмитрий Скляров: Госсектором востребованы системы колаборативной работы
На вопросы CNews ответил директора по развитию партнерского канала продаж компании Mind Labs, Дмитрий Скляров.
CNews: В каком направлении движется информатизация госсектора сегодня?
Дмитрий Скляров: Традиционно госсектор в нашей стране претворяет в жизнь законы, которые издаются правительством. В данный момент всех волнует закон о персональных данных – именно он наиболее обсуждаем на конференциях и выставках. Кроме того, мы, как компания занимающаяся разработками облачных платформ, не можем не отмечать такие инициативы правительства, как создание национальной облачной платформы распределенной обработки данных (НДРОД) или дальнейшее развитие проекта "Электронное правительство". Дальше всех в этом направлении, безусловно, продвинулся Татарстан, с его (на наш взгляд, правильной) моделью, когда чиновники отвечают головой за внедрение информационных систем и перед ними стоят четкие цели: не менее 50% услуг населению должно быть оказано в электронном виде.
Елена Безрукова: Нужно взаимодействие "не по принуждению", а по "насущной необходимости"
На вопросы CNews ответил руководитель отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании Auvix, Елена Безрукова.
CNews: Насколько оснащение СЦ российских госведомств соответствует мировым стандартам в этой области, по вашим оценкам?
Елена Безрукова: СЦ (ситуационный центр) – это программно-аппаратный комплекс, в котором условно можно выделить три основных составляющих – информационно-аналитические инструменты, аппаратные средства и программные инструменты визуализации информации в удобном для восприятия виде для различных типов мероприятий в СЦ: совещаний, аналитической работы, экстренных заседаний. С точки зрения технических средств, оснащение СЦ российских госведомств не только не уступает, а по некоторым технологическим решениям и превосходит мировой опыт.
Андрей Хаустов: О массовом применении в России мобильных технологий в госсекторе пока говорить рано
На вопросы CNews ответил менеджер по развитию бизнеса Motorola Solutions, Андрей Хаустов.
CNews: Как вы оцениваете уровень проникновения мобильных технологий на российском рынке? В частности, насколько готов использовать их госсектор - и в каких целях?
Андрей Хаустов: В различных сегментах рынка проникновение разное. Максимальный уровень проникновения мобильных технологий наблюдается в розничной торговле, далее (в порядке убывания): транспорт и логистика, предприятия FMCG, промышленность. О массовом применении в России мобильных технологий в госсекторе (также как и здравоохранении, образовании, энергетике и ЖКХ) пока говорить рано. Хотя в странах с развитой экономикой именно эти отрасли входят в число лидеров.
Евгений Хохлов: Существует разрыв во времени между появлением компьютера на столе врача и возникновением возможности у информационной системы помочь врачу в работе
На вопросы CNews ответил Евгений Хохлов, генеральный директор компании «ПрограмБанк».
CNews: Как вы оцениваете готовность медучреждений, в первую очередь регионального уровня, к внедрению ИТ?
Евгений Хохлов: Если спросить главных врачей областных больниц в любом регионе России, готовы ли они к внедрению ИТ, я думаю в 99% случаев ответ будет положительным. В том числе и потому, что при нынешнем уровне информатизации здравоохранения наличие ИТ-решения – это, в первую очередь, имидж главного врача, свидетельство его умения «выбивать деньги» даже на «не очень нужное», и лишь во вторую, а то и в третью очередь – инструмент работы.
Тимур Меджитов: От делопроизводства и электронных архивов заказчики повернулись к комплексным решениями
На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти компании Directum.
CNews : Какие новые тенденции в сфере развития систем электронного документооборота вы отметили за последний год?
Тимур Меджитов: В части новых тенденций сфера развития систем электронного документооборота развивается не так интенсивно. Но если посмотреть на этот вопрос глубже и обратить особое внимание на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, то тенденция за последний год прослеживается очень четко. Обозначена дата запрета требований у граждан документов или сведений, которые находятся в распоряжении органов власти. Это послужило серьезным толчком к развитию Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на федеральном уровне. Региональные и муниципальные органы власти идут следом и вскоре тоже обязаны будут подключиться к СМЭВ.
Владимир Мартьянов, директора по развитию бизнеса системного интегратора «Техносерв»
CNews: Как вы оцениваете влияние государственных ИТ-инициатив на развитие российского ИТ-рынка?
Владимир Мартьянов: ИТ-проекты в государственном секторе оказывают существенное влияние на развитие ИТ-рынка страны. Это связано, в первую очередь, с масштабностью этих проектов, подразумевающих охват и значимость для всех слоев общества и для всех сфер его жизни.