Крупные банки не спешат переходить на SaaS. Они уже экономят за счет масштабов бизнеса, строят свои ЦОДы и реорганизуют свои ИТ-службы во внутренних провайдеров, у которых бизнес-подразделения просто заказывают ИТ-сервисы. "Облака" в России пока не выросли настолько, чтобы предлагать услуги более высокого качества по более выгодной цене.
Дарья Шубина, научный исследователь Высшей школы экономики, предложила методику расчета общей стоимости владения SaaS-приложениями с учетом специфики предоставления таких услуг. По ее словам, основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения. Однако возникают и другие специфические расходы и риски, которые надо учитывать. Например, нужен постоянный мониторинг провайдера, чтобы не переплачивать за лишние функции. Хотя в целом модель SaaS для бизнеса выглядит привлекательно, к расчету ее реальной стоимости следует подходить очень внимательно, чтобы избежать завышенных ожиданий.
Для самых разных отраслей
Дмитрий Костров, директор по проектам ДИТ МТС, уделил внимание рискам, которые несет с собой модель SaaS в свете вступления в силу ФЗ-152 "О персональных данных". Бизнес оператора связи устроен так, что ему постоянно приходится передавать персональные данные своих абонентов своим партнерам, которые обеспечивают предоставление различных услуг. А в случае с зарубежными партнерами мы имеем дело уже с трансграничной передачей персональных данных, что порождает еще больше проблем.
Господин Костров выразил озабоченность тем, что закон скоро вступает в силу, а четких требований по проверке систем так и не выработано. Он предположил, что отрасль связи пойдет тем же путем, что и банки: выход в создании отраслевого решения по защите персональных данных и методике проверки. В целом же проблема персональных данных лежит скорее в плоскости юридической. С технической точки зрения системы операторов связи вполне надежны, и никто не планирует отказываться от выгод SaaS после вступления в силу ФЗ-125. Его поддержали и присутствующие на круглом столе поставщики SaaS-услуг Антон Салов из SoftCloud и Михаил Смолянов из "Мегаплана".
Проблема защиты персональных данных может возникнуть и в использующих SaaS ЛПУ, однако представители медицинских учреждений смотрят в будущее скорее позитивно. Так Олег Курахтанов, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГУ "Специализированная кардиохирургическая больница", в своем сообщении отметил, что для отрасли здравоохранения модель SaaS является весьма привлекательной, поскольку избавляет от необходимости содержать ИТ-персонал в медицинских учреждениях.
Подводя итог, можно сказать, что более широкому распространению SaaS в России препятствует в основном недостаточная осведомленность потребителей о преимуществах этой модели и необоснованные опасения за сохранность своих данных. С этим были согласны все выступающие: данные в дата-центре у провайдера защищены гораздо более надежно, чем на своем сервере, которым управляет приходящий системный администратор. Тем не менее заказчики пока сомневаются в SaaS: сказывается долгая привычка к собственной ИТ-инфраструктуре.
Основной целевой аудиторией для SaaS является все-таки сектор СМБ. Однако на текущий момент и бизнес не слишком готов покупать ИТ-услуги даже по относительно недорогой подписке, и разработчики пока не предоставляют достаточно широкого выбора SaaS-приложений, которые решали бы все задачи бизнеса. Есть и другие сложности: не очень понятно, как учитывать аренду программного обеспечения по бухгалтерии, что делать с не слишком надежными и скоростными (особенно в регионах) интернет-сетями. Все эти факторы в совокупности пока препятствует широкому распространению SaaS в России.
Тем не менее, на главный вопрос круглого стола "Что есть SaaS в России — маркетинг или возможности?", можно ответить так: "SaaS – это новые возможности для бизнеса. И это касается как разработчиков, так и потребителей".
Презентации участников круглого стола