страницы:

По мнению Дмитрия Мартынова, сдерживающим фактором развития SaaS в России является слабая проработка бизнес-концепций таких услуг. Компании сначала строят свои дата-центры, а потом начинают задумываться, чем их загрузить. Модель SaaS сложнее, чем хостинг приложений, и требует большей проработки.

"Однако будущее за SaaS", — уверен господин Мартынов. Будет происходить дальнейшая конвергенция ПО и интернета, что сделает возможным для потребителя получение всех ИТ-сервисов от одного провайдера.

О работе первого российского портала SaaS-решений, SoftCloud, рассказал Антон Салов, руководитель департамента корпоративных интернет-решений Softline. На сегодня по модели SaaS наиболее востребована электронная почта и антивирусы. Но если посмотреть в денежном измерении, то наиболее актуальны бизнес-сервисы, такие как CRM, бухгалтерия, Helpdesk.

Портал SoftCloud - это не каталог решений. Господин Салов назвал его "службой одного окна": здесь можно не только выбрать все нужные сервисы, но сразу подключить их и оплачивать единым счетом, что также очень удобно для клиентов.

По данным Softline (исследование 2010 г.), сегодня 15% компаний уже полностью перевели свою инфраструктуру на SaaS, 30% используют эти услуги частично. Это не так уж и мало.

Продвижение SaaS

Руководители компаний-разработчиков SaaS-решений наблюдают стабильный рост оборотов и востребованности своих продуктов в целом. Так, Михаил Смолянов, директор компании "Мегаплан", поставщика и разработчика SaaS-приложений для управления бизнесом, рассказал, что за текущий год объем продаж его компании увеличился в четыре раза. Продукты компании изначально разрабатывались как SaaS-решения, поэтому не имеют унаследованных проблем, возникающих при адаптации старых приложений к новой модели. Однако компании все же пришлось выпустить коробочную версию, поскольку многие клиенты еще морально не готовы перевести свой бизнес на SaaS.

Хотя есть и другие примеры: некоторые заказчики принципиально настроены на работу в модели SaaS и предпочитают, чтобы их данные хранились не на российских серверах. Таким образом они минимизируют не только издержки на ИТ, но и риски ведения бизнеса в России.

Пользоваться продуктами "Мегаплан" можно сначала попробовать бесплатно, а потом стать постоянным клиентом уже на коммерческой основе. По словам господина Смолянова, лучше всего конвертируются из бесплатных пользователей в клиентов дизайн-бюро, рекламные, маркетинговые и PR-агентства с числом сотрудников 10-50 человек. Эти компании обычно имеют опыт использования коммерческого ПО, и в них налажено управление финансами, поэтому вопрос оптимизации расходов при помощи SaaS для них является актуальным.

Совсем небольшие компании со штатом до 10 сотрудников обычно еще не имеют практики покупки какого то ни было софта, и по этой причине они не могут решиться даже на небольшие траты в этой сфере.

Крупные компании пока больше настроены на использование кастомизированных решений, чего модель SaaS не может эффективно обеспечить. Крупный бизнес скорее будет переводить в SaaS свои непрофильные бизнес-процессы, и эта тенденция будет развиваться параллельно с услугами по аутсорсингу.

Что еще могут "облака"

Николай Ильин, заместитель директора департамента новых технологий компании Nес, выступил с сообщением об опыте создания глобальных SaaS-площадок. В России Nес все еще воспринимается преимущественно как поставщик телеком-оборудования и электроники. Однако существенная часть бизнеса компании связана с облачными вычислениями и SaaS. Nес строит собственные дата-центры по всему миру и обеспечивает клиентам доступ к вычислительным ресурсам и приложениям.

Господин Ильин рассказал о бизнес-модели Nес на примере сотрудничества с компанией Telefoniсa, одним из крупнейших операторов связи в Европе и Латинской Америке. В России SaaS-направление Nес находится в стадии развития, и компания заинтересована в новых партнерах, операторах и разработчиках приложений. Для них сотрудничество с глобальной компанией может быть особенно интересно — это позволяет выйти на мировые рынки.

ИТ-директор "Русфинансбанка" Олег Подкопаев порекомендовал продавать SaaS-решения не через ИТ-директоров, а через бизнес. Конечно, нельзя сказать, что все ИТ-директора видят в SaaS только угрозу своему влиянию в компании, но прямой разговор с акционерами и топ-менеджерами для продвижения SaaS был бы эффективнее.

Даже в условиях жесткого регулирования в финансовой сфере, банки считают аутсорсинг ЦОДов эффективным решением. Естественно, что такие услуги реализуются в модели SaaS. Особенно это может быть актуально для малых и средних банков, которые не могут себе позволить создать ИТ-инфраструктуру своими силами. АБС пока еще не предлагаются по SaaS, но все непрофильные системы — call-центры, автоматизация бухгалтерских систем, HRM и CRM — выгоднее будет получать как услугу.

страницы: