Судя по всему, сегодня мир находится на пороге четвертой НТР, или скорее - информационно-технологической, ИТР. Она связана с тем, что уже выстроена достаточно мощная инфраструктура для прорыва на новый уровень информатизации. Об этом говорили, в частности, участники CNews Forum 2012, организованного CNews Confereces и CNews Analytics. Будет ли революция и какова в ней роль России? Какие шаги предпринимают отечественные госорганы, чтобы не отстать от мирового сообщества, и насколько успешно?

страницы:

Действительно, Россия сегодня занимает первое место в Европе по разработке ПО, первое место – по числу интернет-пользователей. Кроме того, Россия - номер 1 в ЕМЕА по продаже ПК и ноутбуков. Скорее всего, в 2013 году страна будет лидировать по числу покупаемых авто, а это технологически емкая отрасль. Тем не менее, приходится констатировать, что политика государства в сфере ИТ недостаточно эффективна.

Большие города становятся "умнее"

Острейшим образом стоит проблема информатизации в больших городах. Например, в Москве 30 тыс. домов, 20 тыс. дворов, а полицейских – всего 70 тыс. человек. Разумеется, они не могут уследить за порядком в мегаполисе. Помочь им в этом может система видеонаблюдения – часть того "умного города", который многие видят в мечтах. Собственно, во многих крупных городах мира такие системы успешно работают на службе у правоохранительных органов и служб ЖКХ. Например, в пресловутой Великобритании сегодня установлено около 20 млн видеокамер, включая беспроводные, установленные на беспилотниках. Артем Ермолаев, руководитель ДИТ города Москвы, по всей видимости, является одним из тех чиновников, которым не спится из-за успехов англичан. Или из-за того, что лампочки в подъездах бьют? Факт остается фактом: до конца 2012 года в Москве будет установлено 120 тыс. камер: в подъездах (более 100 тыс.), во дворах (около 20 тыс.), в местах массового скопления (2,5 тыс.). Сегодня тестируется распределенная система распознавания событий, причем она должна быть единой, централизованной. К концу 2013 года камер должно быть уже 350 тыс., причем, по словам г-на Ермолаева, система должна работать не только в центре города, но и в спальных районах, на территории Новой Москвы, а также в лесопарковых зонах. "Как это сделать – задачка "на подумать", - резюмировал спикер.

Родственные проблемы решает и Иван Громов, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Среди основных направлений развития информатизации северной столицы он выделил оказание государственных услуг в электронном виде, автоматизацию различных сфер жизнедеятельности (здравоохранение, образование, безопасность и пр.), использование результатов космической деятельности, обеспечение открытости власти и создание ИКТ-инфраструктуры.

О другом глобальном государственном проекте, хоть и связанном с ФЗ-210, рассказала Анна Катамадзе, первый вице-президент компании УЭК. Известно, что с 1 января 2013 года каждый гражданин России сможет подать заявление на получение универсальной электронной карты. В сервисное наполнение ее будут входить полис ОМС, свидетельство пенсионного фонда, платежная функция, собственно идентификация для получения государственных и совместных услуг и проездной документ.

Пул отделений для получения карты планируется создать на базе отделений "Сбербанка", причем около 500 из них будут открыты сразу же во всех крупных городах страны. При подаче заявлений на получение УЭК можно будет подать заявление на ЭЦП. ЭЦП также будет в скором будущем необходима каждому гражданину – для использования в системе госуслуг. Все это будет совершенно бесплатно.

Куда приведет англомания госчиновников

Не секрет, что в России государство является одним из основных заказчиков ИТ-проектов. В основном госорганы пытаются интегрировать свои системы со СМЭВ и проводят модернизацию именно в этом направлении и с этой целью – надо же как-то выполнять 210-ФЗ. Об одном из таких проектов рассказал Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального Казначейства. Для этой организации 2012 год также стал значимым с точки зрения ИТ. В этом году был завершен проект модернизации ФК, полностью выстроена инфраструктура, заработали в полную силу портальные решения: zakupki.gov.ru, bus.gov.ru, datamarts.roskazna.ru, СУФД. Для этих проектов характерны стабильность работы, удобный поиск, возможность обратной связи с пользователями. На сегодня насчитывается 27 млн обращений к системе в сутки; более 680 тыс зарегистрированных пользователей. По словам г-на Гуральникова, "любой пользователь может увидеть, когда, какая закупка должна произойти, компании могут планировать свое участие в той или иной закупке, что способствует снижению расходов заказчиков и повышению конкуренции среди исполнителей".

Кроме того, уже сейчас сделан шаг к единому пространству ресурсов госуслуг, как в Великобритании – готовится к запуску единая система идентификации пользователей. Вообще, как мы увидим, опыт Объединенного Королевства в создании "электронного правительства" не дает покоя российским госчиновникам от ИТ. Многие из них – "англоманы".

Росреестр и Соцстрах: головокружение от успехов

Другим примером модернизации госорганов является автоматизация услуг Росреестра. Когда смотришь на "дорожную карту" ключевых показателей совершенствования сервисов этой организации, как-то не вполне верится, что за столь короткие сроки можно достичь таких результатов, ведь все мы так или иначе сталкивались с косностью бюрократической машины. Однако Сергей Сапельников, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждает, что разработанная для Росреестра ИТ-стратегия позволит выполнить эти требования даже без дополнительных денежных вливаний.

Ключевые показатели совершенствования услуг в учетно-регистрационной сфере, Росреестр, 2011-2018

Общие
Показатель 2011 Целевое значение
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг 60 % 90 % к 2018 г.
Время ожидания в очереди при обращении заявителя в Росреестр для получения государственных услуг 60 мин. 15 мин. к 2014 г.
Доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме 5 % не менее 70 % к 2018 г.
Частные
Наименование контрольного показателя Текущее значение 2015 г. 2018 г.
Общая позиция России в рейтинге 46 11 4
Количество процедур, требуемых в рамках регистрации собственности 5 1 1
Срок государственной регистрации собственности
Регистрация прав, дней 20 10 7
Кадастровый учет, дней 25 10 5
Время ожидания в очереди
В офисе приема, минут 60 15 10
По предварительной записи, дней 20 5 1
Доля услуг оказываемых через интернет, % 5 50 70
Доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, % 60 80 90

Источник: Росреестр, 2011

Центральный ресурс, которым пользуются госорганы, – это Федеральный единый ресурс реестра прав и государственного кадастра недвижимости, ЕГРП. Пока он частично еще работает с "бумагой", но к 2013 году планируется отказаться от бумажных выписок. Некоторые процессы уже сейчас происходят совсем без участия человека. Также в 2013 году планируется запустить работу электронного архива. Уже сейчас разработана первая очередь федеральной учетной системы, запущен универсальный фронт-офис, предстоит интеграция МФЦ с системами Росреестра. ФЗ-210 начал исполняться, число транзакций в СМЭВ прирастает. По мнению Сергея Сапельникова, нужно просто время, год-два, чтобы все привыкли к работе в СМЭВ.

страницы: