Сегодня BPM-сообщество в наибольшей степени волнуют два момента. Во-первых, многих заботит, какими BPM станут в будущем. Другим вопросом, провоцирующим на дискуссии, является разница подходов ИТ и бизнеса к пониманию и, соответственно, разработке BPM-систем. В попытках найти общий язык прошла конференция "BPM в России: как решить проблему непонимания между ИТ и бизнесом", организованная CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Вообще, если судить по словам банкиров, ситуация с BPM в этой отрасли складывается забавная. Бизнес хочет всего и сразу и при этом сам не вполне понимает, чего именно. Люди осознают, что автоматизация – это необходимость, диктуемая кадровым дефицитом, изменениями в экономике. ИТ, в свою очередь, не понимают отраслевой специфики, необходимости тотального контроля информационных потоков (то есть, того, что надо делать не завтра и задорого, а сегодня и, желательно, бесплатно), связи с операционной деятельностью. По мнению Александра Дорохова, советника председателя правления "БТФ-Банка", бизнесу интересна система, решающая конкретные проблемы. Если к руководству банка приходит некий менеджер и говорит: "Давайте заведем BPMS", - это непонятно. Плюсы системы должны быть явными. Бизнес должен понимать, за что он платит. Из этого постулата вытекают требования к BPM-системе. Итак, во-первых, у клиента должна быть возможность управлять описанием процессов с любой точки доступа с применением изменений онлайн. Во-вторых, он должен иметь возможность создавать пользовательские интерфейсы – опять же, в режиме онлайн. И наконец, в системе должны быть определены примитивы (модели) для описания предметной области.

Поиски общего языка

А вот в "СБ Банке" к BPM относятся проще и практичнее, возможно, потому, что ничего не внедряли со стороны. Уже несколько лет назад в банке была выстроена собственная система на базе Mice 5, она многое умеет (кредитный конвейер, внесение изменений, новые решения и пр.), кое на что у нее не хватает скорости, однако для банка она является отличным способом взаимодействия B2B. Это подтверждает, например, проект с IQCard. По мнению руководителя экспертной группы банковских технологий Максима Волкова, "модель бизнес-процесса может служить прекрасным инструментом для взаимодействия B2B. Если процесс внутри банка управляется BPMS, а интернет-банкинг умеет слушать "сердцебиение" этой системы, то клиент имеет четкое и своевременное представление о происходящем". Однако BPM – это не самоцель и не панацея. На ней нельзя построить, например онлайн-процессинг. Если необходимо добиться быстроты взаимодействия, в банке используются различные средства (СОА и пр.), причем эта экспертиза весьма обширна. "Я думаю, - заключает эксперт, - что если необходимо предоставить сведения о состоянии процесса, то сама BPMS и интерфейс, четко очерченный с помощью модели, наверное, одна из оптимальных возможностей для реализации такой работы на площадках B2B".

Также не встречает, по всей видимости, препятствий при взаимодействии ИТ и бизнеса "Вымпелком". Руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности компании Сергей Шеленцов высказал парадоксальную идею: "Не так важно, что именно мы продали заказчику. Важно, какое впечатление мы о себе оставили. Парадоксально, но иногда основной сервис можно вообще не предоставить, но создать при этом хорошее впечатление". Чтобы заказчик всегда был удовлетворен, в компании создали особую позицию: сервис-менеджер. Это человек, который умеет найти общий язык с бизнесом, может что-то быстро починить на коленке, при этом мило улыбаясь, оставаясь "хорошим парнем" для всех. В данном случае мы видим удачный вариант применения процессного подхода, потребителем которого всегда был телеком.

Идея-то хороша, но как она работает на практике? Информация к размышлению: относительно недавно оператор проводил партнерскую конференцию, и вот оказалось, что примерно две трети региональных заказчиков его услуг были недовольны своими сервис-менеджерами. Есть о чем задуматься.

Для изображения?

Несколько отклонился от магистральной темы Сергей Гарбук, директор научно-технических программ, НТЦ "Станкоинформзащита". Традиционно он говорил о применении BPM для анализа нормативной базы организации. Это, несомненно, серьезная задача, к которой сегодня обращаются все больше компаний. Однако г-н Гарбук, по всей видимости, проповедует интересный подход: "BPM при отсутствии процессов". На вопрос Юлии Вагнер, начальника отдела техподдержки компании "Бизнес-Консоль", эксперта в области BPM и редактора портала BPMS.ru, "Причем тут BPM?" Сергей Гарбук ответил неожиданно: "Для изображения". И правда, причем тут BPM?

Полина Осокина / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs
Презентация Коптелов Андрей, директор BPM-практики, Логика бизнеса 2.0
Презентация Караваев Илья, руководитель практики ИТ-консалтинга Центра управленческого и ИТ-консалтинга, РДТЕХ
Презентация Аншина Марина, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-Директоров (СОДИТ)
Презентация Полянский Юрий, Член Правления, Директор по рискам, ФОРУСБанк
Презентация Дорохов Александр, Советник Председателя Правления, БТФ-Банк
Презентация Гарбук Сергей, директор научно-технических программ, НТЦ "Станкоинформзащита"
Презентация Волков Максим, руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка
Презентация Шеленцов Сергей, руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности, ВымпелКом
Презентация Елиферов Виталий, руководитель проекта, ГК "Волга-Днепр"
Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: