Сегодня BPM-сообщество в наибольшей степени волнуют два момента. Во-первых, многих заботит, какими BPM станут в будущем. Другим вопросом, провоцирующим на дискуссии, является разница подходов ИТ и бизнеса к пониманию и, соответственно, разработке BPM-систем. В попытках найти общий язык прошла конференция "BPM в России: как решить проблему непонимания между ИТ и бизнесом", организованная CNews Conferences и CNews Analytics.
Как и в других областях ИТ, общий пейзаж здесь определяется мобильной и облачной революцией. Подталкиваемые совершенствованием данных технологий, сегодня BPM несколько опережают развитие менеджмента, предлагают новые возможности, иные способы взаимодействия людей, которые, может быть, еще и не до конца осмыслены. Если обратить внимание на отчеты аналитических агентств, например, Gartner, можно увидеть, что сегодня появилось целое семейство новых BPM-технологий. Главное в них то, что теперь любой может обратиться к другому, например, через публичные социальные сети. Самое интересное, что это работает, и мало того - данная тенденция оттесняет традиционную корпоративную иерархию, заставляя ее постепенно уходить в прошлое. Ведь жесткое применение традиционного BPM может застопорить процесс развития компании, роста бизнеса. Необходимо учитывать человеческий фактор и удовлетворить спрос на адаптивные бизнес-процессы, который сегодня возник.
BPM меняется. Но как?
Из этого подхода вырастают некоторые новые методологии, такие как кейс-менеджмент, связанный с отработкой полуформальных запросов, неструктурированных бизнес-процессов; Process Mining, анализирующий логи событий деятельности компании и ведущий бизнес-процессы по наиболее популярным из них.
Не остаются в стороне и такие тенденции, как "геймификация" BPM, возникновение понятия BPM Agility, за которым скрываются системы, управляемые внешними событиями, позволяющие быстро действовать в соответствии с обстановкой, и пр. Определенно, что те продукты, к которым привыкло BPM-сообщество, должны измениться.
Это утверждение отчасти подтверждается мнением Андрея Коптелова, директора BPM-практики "Логика бизнеса 2.0". По его наблюдениям, область применения процессного подхода к BPM огромна, однако изменения накапливаются. Анализируя тренды, мы видим, что появляются новые методологии и инструментарий, возрастает необходимость отраслевой экспертизы. Именно она сегодня является основной ценностью консультанта, бизнес-аналитика. Возникают множество вопросов, связанных не просто с оптимизацией деятельности компании-клиента, а с повышением клиентоориентированности.
Андрей Коптелов: Внедрение BPMs похоже на услугу индивидуального пошива
На вопросы CNews ответил директор BPM-практики компании "Логика бизнеса 2.0" (ГК АйТи)
CNews: Вы отмечаете, что совершенствование процессов с отраслевой специализацией – то конкурентное преимущество, которое необходимо сейчас на рынке. Прокомментируйте, пожалуйста, в каких отраслях, кроме финансовых услуг – основного потребителя BPM, – есть спрос на такие решения?
Андрей Коптелов:Спрос на совершенствование бизнес-процессов наблюдается сейчас в большинстве отраслей: розничная торговля, телекоммуникации, энергетика, нефтегазовый сектор, добыча полезных ископаемых и многие другие. При этом применение процессного подхода (BPM) как методологии совершенствования деятельности требует от аналитика или консультанта глубокого знания особенностей существующих в компании бизнес-процессов.
Алексей Будин: В СМБ BPM-системы становятся "сердцем" организации
На вопросы CNews ответил Директор компании ELMA Алексей Будин
CNews: Как вы видите будущее социальных, мобильных и облачных технологий в сфере BPM?
Алексей Будин: BPM по своей сути социальная технология. Простойтермин BPM содержит двасмысла: Business Process Management и Business Performance Management.ProcessManagementсвязывает "механические" транзакции и социальные ("человеческие"), а PerformanceManagement вообще призвана измерять эффективностьединиц социума.Если говорить об интеграции с социальными сетями, то я бы даже поставил барьер, принудительно. Нельзя смешивать внутреннюю коммерческую информацию, принадлежащую компании, с публичной информацией в сети конкретного человека. Это опасно.
Илья Караваев: Финансовый кризис вызвал эволюцию идей BPM
На вопросы CNews ответил руководитель практики ИТ-консалтинга Центра управленческого и ИТ консалтинга компании "РДТЕХ" Илья Караваев
CNews : Каков контекст управления бизнес-процессами в современных условиях?
Илья Караваев: Сегодня в большинстве крупных российских компаний в той или иной степени реализованы проекты в области BPM (BusinessProcessManagement): внедрение процессного управления, описание и совершенствование процессов, создание единых репозиториев бизнес-процессов и другие.Активно ведутся организационные преобразования в целях слияний и поглощений, идет реорганизация. В большинстве этих случаев используются подходы BPM, и накапливается понимание преимуществ и недостатков концепции. Получен обширный опыт использования подходов BPMи для других целей, в том числе внедрения информационных систем, формирования требований к ИТ-решениям.