Банки вынуждены корректировать ИТ-стратегию и бизнес-модель почти еженедельно и конкурировать не только друг с другом, но и с социальными сетями, телеком-операторами и компаниями из других отраслей. К такому выводу пришли участники круглого стола "ИКТ в банках: глобальное обновление", организованного CNews Conferences и CNews Analytics и прошедшего 15 марта 2012 г. в Москве.
Борис Коновалов: Спрос на ресурс всегда растет в соответствии с предложением ресурса
Борис Коновалов, технический директор компании "ИнлайнГруп", уверен, что в отношении ИТ в банковском секторе можно применять закон Паркинсона. Применительно к ИТ закон Паркинсона формулируют следующим образом: "Объем данных растет так, чтобы заполнить все место на носителе" или "Увеличение объемов памяти и носителей приводит к новым технологиям, требующим больше памяти и места".
CNews: Что изменилось, по вашим наблюдениям, в подходах банков к ИТ за последнее время?
Борис Коновалов:Банки все больше используют технологические новшества в работе, банковские сервисы теперь оказываются не только и не столько в отделениях. Клиент может воспользоваться ими через терминалы, через мобильный и интернет-банк.Существенно увеличился и портфель банковских предложений и услуг. Для его поддержания и обслуживания банковских систем требуется использование более сложных ИТ-решений. Банки упираются в ограничения старых систем.
Налицо и изменение банковского ландшафта – банки укрупняются. По оценкам некоторых экспертов, их количество на Российском рынке сократится с 2000 до 500–600. Сокращение количества банков происходит как по объективным (ужесточение требований ЦБ), так и по субъективным причинам. Происходит процесс укрупнения, слияния в банковские группы, что неизбежно приводит к изменению банковских ИТ-систем, идет их модернизация либо внедрение новых – это касается как фронт-, так и бэк-офисных систем.
Кроме того, возрастает конкуренция со стороны других отраслей, прежде всего телекома и даже со стороны крупнейших ИТ-компаний, у которых есть свои финансовые институты и лизинговые компании. Есть примеры, когда оператор просто покупает банк ради получения банковской лицензии. Телекоммуникационные компании используют самые передовые и технологичные сервисы – мобильные приложения, социальные сети, определение геоположения и т.д. В борьбе за клиента банковский сектор просто вынужден идти в ногу с передовыми технологиями.
С одной стороны, ИТ в финансовых институтах превращаются из функции поддержки в драйвер развития бизнеса. Эта новая волна ведет к укрупнению и уложению ИТ-задач. С другой стороны, банки не планируют наращивать штат собственных ИТ-специалистов.При увеличении общей численности банковских служащих в 1,5 раза штат ИТ-специалистов остается на том же уровне, а в ряде банков даже сокращается процентов на 10. Эта тенденция также вынуждает ИТ-подразделения внедрять новые технологии для обеспечения удовлетворенности бизнеса. В случае региональной экспансии встает вопрос, как эксплуатировать и поддерживать региональную банковскую сеть? Без правильной организации ИТ это невозможно. Технологии виртуализации и удаленного мониторинга и управления в данном случае помогают решать многие задачи.
Все больше банков задумываются о надежности и реальном обеспечении непрерывности бизнеса. Что реализовывается либо в виде создания собственных резервных ЦОДов, построении частных облаков, либо в использовании аутсорсинга, дублировании каналов передачи данных.
Все чаще обсуждаются задачи управления ИТ-активами, как оборудованием, так и лицензиями, ведь это и деньги, и риски.Все это сопровождается повышенным интересом к задачам в области информационной безопасности, в том числе интерес подогревают и требования регуляторов рынка.
CNews: Какие приложения пользуются наибольшим спросом?
Борис Коновалов:Прежде всего, новые АБС для фронт- и бэк-офиса, процессинговые системы. Процессинг становится все более сложным с точки зрения функциональности, но есть и требования PCIDSS: те, кто обрабатывает, передает и хранит данные о владельцах банковских карт, должны обладать средствами контроля и управления безопасностью в соответствии с требованиями данного стандарта.
В борьбе за клиента банки все больше значения придают CRM, интернет-банкингу, системам электронного документооборота с обеспечением требований хранения и поиска неструктурированной информации. При слиянии и укрупнении банков встает задача объединения баз данных, становятся необходимы ETL-средства. По мере того, как банки превращаются в крупные структуры, возрастает потребность в автоматизации собственной административно-хозяйственной деятельности. Уже есть примеры внедрения соответствующих модулей SAPдля управления кадрами (HR), поставщиками (SRM).
Не очень стремительно, но происходит сдвиг в сознании в отношении разработки бизнес-приложений. Приходит понимание, что разработку надо выстраивать как процесс, начиная со сбора функциональных требований, их согласования с бизнесом, дальнейшего функционального и нагрузочного тестирования, обеспечения информационной безопасности, передачи в промышленную эксплуатацию. Для снижения связанных с этим процессом рисков банки начинают внедрять решения класса управления жизненным циклом разработки (ALM).
Происходят заметные изменения в подходах к построению и развитию ИТ-инфраструктуры – идет консолидация ИТ-ресурсов, используется виртуализация на всех уровнях – серверов, сетей, приложений, рабочих мест. Создание филиальных сетей банков ставит много задач по трансформации ИТ-инфраструктуры в целом, организации телекоммуникационной инфраструктуры унифицированными средствами, обеспечению ИБ, предоставлению ИТ-ресурсов по требованию, работе с мобильными пользователями – как сотрудниками, так и внешними пользователями. При этом среди банковских пользователей, в первую очередь мобильными становятся топ-менеджеры с повышенными требованиями к системам и к обеспечению ИБ.
Серьезно меняется область управления ИТ. Ранее основное внимание уделялось системам мониторинга элементов, сейчас – мониторингу бизнес-процессов. ИТ-специалисты все более задумываются про автоматизацию рутинных операций, с этой задачей помогает справиться семейство решений Orchestration.
Строятся ресурсно-сервисные модели, которые должны лежать не в виде бумажных документов, а обновляться и храниться в конфигурационных базах. Процессы управления инцидентами внедрены уже практически повсеместно, по мере возрастание зрелости внедряются другие процессы.
CNews: По каким направлениям информатизации банкам требуются новые ИТ-сервисы и ИТ-решения?
Борис Коновалов:Вот лишь некоторые примеры новых решений для банков: построение частных облаков, унифицированных коммуникаций, виртуализация (особенно востребована сейчас виртуализация рабочих мест), решения по обеспечению конфиденциальности данных и предотвращения утечки информации, защита от DDos-атак.
CNews: Как в соответствии с этими трендами строится развитие бизнес-практики вашей компании?
Борис Коновалов:Наша сильная сторона – консалтинг, внедрение систем управления ИТ, в том числе ИТ-активами, ALM, бизнес-аналитика, решения на Oracle, SAP ( в том числе модули HR, SRM), SAS, внедрение инфраструктурных и телекоммуникационных решений с использованием новейших технологий (ЦОДы, виртуализация, построение частных облаков).
Банковская деятельность достаточно консервативна, поэтому по-прежнему востребованы надежные проверенные решения, как с точки зрения приложений, так и инфраструктуры, где у нас имеется богатый опыт и достаточно полный портфель решений.
CNews: Спасибо.