Банки вынуждены корректировать ИТ-стратегию и бизнес-модель почти еженедельно и конкурировать не только друг с другом, но и с социальными сетями, телеком-операторами и компаниями из других отраслей. К такому выводу пришли участники круглого стола "ИКТ в банках: глобальное обновление", организованного CNews Conferences и CNews Analytics и прошедшего 15 марта 2012 г. в Москве.
Борис Коновалов, технический директор компании "Инлайн груп" так охарактеризовал нынешнее положение в банковском секторе: "Деловой ландшафт очень сильно меняется, в первую очередь банки укрупняются. Они не могут жить на старой ИТ-системе, им нужна новая". По словам Коновалова, основные тенденции в банковском секторе следующие: все больше банков выбирают или уже внедряют новые ИТ-системы, наследуемые системы обходятся все дороже, задачи перед ИТ усложняются и укрупняются, при этом не идет речь о расширении штата ИТ специалистов. Далее, имеет место ожидание получения большей производительности при том же уровне инвестиций или их сокращении, и, наконец, идет внедрение одновременно целого комплекса проектов.
Руководитель отдела по продаже и развитию услуг фиксированной связи столичного филиала сотового оператора "Мегафон" Владимир Волков рассказал о новых услугах, которые может предложить банк своим клиентам, воспользовавшись поддержкой телекоммуникационного оператора. Если "промышленная" рассылка SMS стала уже общим местом, то услуга, оказываемая на платформе xVLR, появилась относительно недавно. xVLR - это система определения местоположения абонентов, которая позволяет оперативно оповестить клиентов, находящихся в заданной банком зоне через SMS с заранее заданным текстом. То есть если клиент оказывается недалеко от отделения банка, ему может прийти SMS, с текстом, например, следующего содержания: "Сегодня в отделении "Тверское" банка N вы можете получить услугу NN со скидкой NNN процентов". Зону нахождения клиента можно задавать как географически, так и логически, то есть по какому-либо другому признаку.
Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании Tern, поделился своим видением того, какой должна быть система бизнес-аналитики финансовой организации. "Сегодняшняя жизнь очень сложна, и очень трудно быстро принимать верные решения. Поэтому, чем сложнее задача, тем проще в использовании должен быть инструмент, с помощью которого аналитик будет решать оперативные вопросы и находить нужное направление. Сила решения, которое мы предлагаем банкам в том, что оно основано на едином скелете, но каждый пользователь, зайдя в систему, видит только тот кусочек, то окно, которое ему нужно, хотя в каждом из окошек находятся данные из общих источников", - сказал Федечкин.
Никита Волков, менеджер по ключевым клиентам компании "Кварта Технологии", выделил ряд характерных признаков растущих ИТ-инфраструктур. Это - широкая филиальная сеть, гетерогенная среда, рожденная различными платформами в единой ИТ-среде и стремление к миграции на единую платформу.
КПД как у паровоза
Следующее направление, характерное для сегодняшнего развития ИКТ в банковском секторе – это виртуализация и переход на облачные технологии. В частности масштабный проект сегодня реализуется в российском Центробанке. Как сообщил в своем выступлении на конференции Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, увеличение количества информационных задач приводит к очень быстрому нарастанию числа серверов и усложнению сетевой архитектуры. Как следствие, всего за 4 года – с 2008 по 2012 гг. – число серверов, работающих в ИТ-системе Центробанка, более чем удвоилось: оно выросло с 7500 до 14400 единиц. В то же самое время степень использования этих огромных мощностей оставалась крайне низкой. "Основные серверы работали с КПД 15% - 20%, вспомогательные – 8-11%, а настольные ПК - так и вовсе 1%. Получается, что закупается и обслуживается 100% инфраструктуры, а используется в сумме только 4%", - отметил Михаил Сенаторов.
По словам зампреда Банка России, активное внедрение виртуализации позволило существенно увеличить процент использования вычислительных мощностей – в 7-8 раз. К примеру, 195 блейд-серверов в виртуальной вычислительной архитектуре заменили 2100 выделенных серверов в архитектуре "традиционной". "За 5 лет мы сократили свой ИТ-бюджет на 27%, это показывает, что использование новых технологий дает очевидный выигрыш", - подчеркнул Михаил Сенаторов.
Но, если степень использования серверов возросла весьма значительно, КПД персональных рабочих мест по-прежнему оставляет желать лучшего. Поэтому одной из главных задач в деле модернизации своих ИТ Банк России видит в переходе на терминальные рабочие места. Сегодня в сети Центробанка уже созданы несколько опытных зон, где идет тестирование нового подхода к организации ИТ-инфраструктуры. "В отношении пользовательских рабочих станций добиться коренного изменения ситуации можно лишь при переходе к централизованной архитектуре предоставления услуг по требованию. В современной терминологии эта архитектура называется "облачной", а вычисления – "облачными" вычислениями", - заключил заместитель председателя Банка России.
Завершая свой доклад, Михаил Сенаторов отметил, что централизация, виртуализация, уход в "облака", а также работа с неструктурированной информацией – главные векторы развития ИТ в Центробанке.
Стратегии централизации придерживаются и многие другие банки, однако, сделал важное замечание Алексей Катрич, сама по себе централизация не гарантирует экономии. "С одной стороны, централизация необходима, с другой стороны, централизуя ИТ-систему, банки приобретают огромное количество новых вызовов и вопросов, которые ранее перед ними не вставали. Работая на различных проектах, я убедился, что централизация в принципе не может служить делу сокращения расходов. Снижая одни затраты, она создает принципиально другие, задает новый виток развития. Но мы вынуждены проводить централизацию, того требует логика бизнеса, потому что все больше и больше происходит поглощений и слияний, идет работа с обширными территориями", - сказал топ-менеджер Сбербанка.
60 библиотек Конгресса в день
Еще один вопрос, который рассмотрели участники конференции – лавинообразный рост объема неструктурированной информации и заметная роль социальных сетей в генерации этого потока. Сегодня в мире каждый день возникает более 15 петабайт информации, это в 60 раз больше, чем весь объем крупнейшей в мире библиотеки Конгресса США. При этом 70% интернет-пользователей взаимодействуют с социальными сетями, а более 70% участников социальных сетей пользуются советами, почерпнутыми в них. Как следствие, по данным Gartner, в информационно развитых организациях к 2015 году соотношение между неструктурированной и структурированной информацией требуемой для обеспечения их деятельности составит пропорцию 60/40 ли даже 75/25. Тогда как сегодня, например, в Банке России, по данным Михаила Сенаторова неструктурированная и структурированная информация соотносятся как 55 к 45.
Универсальных рецептов для работы с неструктурированной информацией банки пока не знают. "Эта задача появляется у нас, мы будем с ней работать, но пока еще нет подходов, пока только ищем рецепты", - заметил Михаил Сенаторов.
Зато важность социальных сетей, похоже, оценило большинство банков, по крайней мере крупнейших. По данным CNews Analytics, в конце прошлого года уже 18 банков из списка российского топ-50 были заметны в социальных сетях. Здесь выявились свои лидеры. Так, банк "Юникредит" лидирует по числу подписчиков – у него 19 525 "последователей" в Facebook и 106 411 – в "ВКонтакте". Зато "Альфа-банк" застолбил наибольшее количество популярных сетевых сервисов – он отметился в 5 самых посещаемых социальных сетях: Facebook, "ВКонтакте", Twitter, Livejournal и "Одноклассниках". Представителям того же "Альфа-банка" принадлежит довольно смелый прогноз, что к 2015 году с клиентами будут общаться не банки, а соцсети.
Наконец, еще одна характерная тенденция – развитие мобильного банкинга. Сегодня в России, по данным агентства Markswebb Rank & Report, 83% банков предоставляют удаленный доступ клиентам к своим счетам. При этом 70% банков предоставляют услугу интернет-банкинга, 52% - услугу SMS-банкинга и 27% банков имеют в своем ассортименте услугу мобильного банкинга. Из тех, кто осуществляет мобильный банкинг, 51% предлагают доступ к счету через мобильный сайт, а 49% - через приложения для смартфонов. Предпочтения по выбору платформ для мобильных приложений следующие: больше всего их существует для Symbian (45%), затем следуют iOS (32%) и Android (21%). Лидерство Symbian по всей видимости сохранится недолго: своей популярностью эта ОС обязана Nokia, использовавшей ее в своих телефонах. Но ведущий производитель мобильных телефонов отказался от Symbian в пользу Windows Phone, и сегодня специалисты предрекают лидерские позиции системе Android.
Когда речь касается дистанционного банковского обслуживания очень остро встает вопрос обеспечения безопасности. Как сказал в своем выступлении Федор Прохоров, руководитель управления ИТ "Ситибанка": "Безопасность – это баланс между крайностями. Либо у вас хорошо с безопасностью, но плохо с удобством и мобильностью, либо наоборот".
В сфере безопасности участники конференции отметили следующие тенденции: от вредоносных программ теперь нужно защищать не только стандартные ПК, но также планшеты и смартфоны, более того, роль последних все время увеличивается. Затем, требуются новые проактивные технологии для мониторинга и анализа всего парка устройств и управления защитой в реальном времени, поскольку скорость появления вирусов и троянов постоянно ускоряется. Далее, важно концентрироваться на контроле за ПО и конфигурацией устройств с помощью единых кроссплатформенных продуктов, новые технологии потребуют обучения сотрудников ИБ и ИТ, более тесного их взаимодействия, потребуются изменения внутренних процедур и процессов, особенно процесса разработки или сертификации нового ПО под различные платформы.
Сергей Филимонов / CNews
Презентации участников конференции