Строительная отрасль — аутсайдер или локомотив цифровизации

Уровень цифровизации строительной отрасли оценивается по-разному. Кто-то говорит о том, что большинство компаний находится лишь на начальном этапе цифрового развития, а кто-то уверен, что девелопмент является локомотивом поддержки российской ИТ-отрасли. Опытом внедрения и использования цифровых решений поделились участники организованной CNews Conferences конференции «Строительные технологии будущего».

страницы:

Виталий Чапурин: Главное препятствие на пути цифровизации — это консерватизм самих строителей

Промышленное строительство — очень сложный проект, который, кроме того, сопровождается еще и огромным количеством различной документации. При этом сроки его реализации, как правило, жестко регламентированы. Как цифровые технологии помогают его организовать, рассказал Виталий Чапурин, руководитель группы организационных улучшений IBCON.

CNews: Какие сложности возникают у заказчиков при строительстве крупных строительных промышленных объектов?

Виталий Чапурин: Мы в своей практике регулярно сталкиваемся со сложностями, вызванными организацией, а точнее, не организацией взаимодействия участников проекта. Всё слишком формально. Знаете, как с бухучетом — законодательные требования выполняются, а для управления этого недостаточно.

При строительстве крупных объектов задействовано множество заинтересованных сторон: инвесторы, заказчик, подрядчики, генподрядчики, надзорные компании и тому подобное.

Мы входим в проект как Технический заказчик и сталкиваемся с тем, что все контракты заключены, но на старте проекта не продумали до конца распределение ответственности между сторонами — остаются серые зоны или, наоборот, дублируется ответственность.

В заключенных с подрядчиками контрактах содержатся формальные требования к отчетности, задача которой, в случае чего «найти крайнего», а не обеспечить оперативное управление проектом — нет четко сформулированных требований к обмену информацией, не определены ключевые контрольные показатели и так далее.

Все это приводит к невозможности формирования объективной картины день-в-день, невозможности прогнозирования ситуации и раннего выявления рисков. А все это просто необходимо на большой стройке, где работают тысячи людей

Поэтому, первое что мы делаем, заходя на проект — это План Реализации Проекта (ПРП). Это, «библия» для всех участников проекта, определяющая распределение ответственности всех заинтересованных сторон и порядок выполнения ключевых процессов управления капитальным проектом строительства. На основе ПРП и наших практических наработок формируются набор необходимых контрольных метрик для каждого процесса, создается регламентная база, обеспечивающая формирование этих метрик. И мы, выполняя функции цифрового технического заказчика на проекте обеспечиваем выполнение этих регламентов, оперативно контролируя ситуацию при помощи метрик процессов.

CNews: Что препятствует цифровизации промышленного строительства?

Виталий Чапурин: Главное препятствие — это конечно же, консерватизм самих строителей. «Я знаю как надо», «Если что-то не получается, нужно просто больше людей к 6-ти утра» – это традиционные методы управления промышленной стройкой. И это не случайно, ведь в промышленной стройке очень высокие требования и велика мера ответственности каждого участника.

Часто сложно объяснить инженерам-строителям, зачем им, например, нужны электронные журналы, различные трекеры и другие средства цифровизации процессов. Ведь Ростехнадзор этого не требует, в контракте, как правило, это тоже не прописано…

Мы научились работать со строителями и показывать, где можно найти для себя пользу в цифровизации. Мы показываем, как цифровые инструменты помогают меньшими усилиями держать ситуацию под контролем и предотвращать различные неприятные ситуации. В нашем коллективе работают опытные инженеры ПТО, строительного контроля, геодезисты и другие профессиональные строители, которые каждый на практике используют инструменты цифровизации и могут показать своим коллегам пользу от них.

CNews: Приведите примеры, иллюстрирующие эффективность использования технологий, которые вы предлагаете.

Виталий Чапурин: Очень показателен пример с подготовкой и проверкой исполнительной документации — это головная боль многих строительных организаций. Ведь как обычно бывает. В течение месяца подрядчик предъявляет выполненные СМР, они освидетельствуются, но вот Исполнительная документация (ИД) на эти работы еще не готова. Да, это неправильно, все это понимают, но так организована работа, что ИД готовится после освидетельствования для того, чтобы стройка не тормозилась.

Подрядчику обычно дается 3-5 дней после освидетельствования для комплектования и предоставления ИД, но чаще всего, подрядчик приносит всю ИД в конце месяца, так как нужно актировать работы и получать оплату. И получается, что заказчику или техническому заказчику нужно за несколько дней проверить и принять большой объем ИД — за весь месяц. Вот и получается, что ПТО заказчика в течение месяца недозагружен, а в конце месяца работает круглые сутки. Да и число специалистов ПТО при такой организации нужно больше потому, что нужно сделать много работы за короткое время. Качество подготовки и проверки ИД падает.

Это ненормальная ситуация, все это понимают, но это, к сожалению, типовая ситуация. На промышленной стройке, особенно не в большом городе, а где-то за полярным кругом, где не так много вменяемых подрядчиков, все находятся в одной лодке: у подрядчика работают вахтовики, им не заплатишь — они уедут на другую стройку, хорошие инженеры на вес золота… Вот и работают все в авральном режиме и с увеличенной численностью ПТО.

Мы провели анализ ситуации и выяснили, что в корне этой проблемы три причины. Первая – это, практическая невозможность контроля регламентных сроков. Все ведут обычные реестры комплектов ИД, а из-за того, что один комплект проходит несколько итераций согласования, из реестра не понятно кто затягивает сроки. Вот подрядчики и кивают на заказчика, а заказчик на подрядчика. Концов не найти.

Вторая причина — элементарная забывчивость, у подрядчиков работают обычные люди, в организации отсутствует контроль сроков. О том, что нужно что-то направить заказчику, просто забывают.

Третья причина — журналы. Чаще всего их заново переписывают начисто, потому что ежедневно они ведутся абы как, названия работ не совпадают с рабочей документацией, пишут неразборчиво и так далее… А это много времени — переписать журналы.

Выяснив все это, мы предприняли ряд шагов. Мы отказались от ведения традиционного реестра ИД. Мы используем трекер согласования ИД. Это цифровой инструмент, в котором оперативно регистрируются все связанные с проверкой ИД события. Как результат, в любой момент времени, по каждому комплекту мы точно знаем спустя какое время после освидетельствования работ он был предоставлен, предоставлен ли вообще, сколько времени был на проверке, сколько времени устранялись замечания, какие выданы замечания и с первого ли раза они устранены.

Эта мера позволила создать основу для своевременного формирования фактологической основы для претензионной работы с подрядчиками — больше нельзя «замылить», все прозрачно. А реестр ИД теперь получается нажатием кнопки в любой момент.

При помощи трекера мы ввели контроль сроков и упреждающие напоминания для подрядчиков о необходимости предоставления ИД или устранения замечаний. Это позволило избавиться от «забывчивости» подрядчиков и ускорило темп их работы — они стали предоставлять ИД более планомерно, в течение месяца.

Мы ввели электронные журналы, унифицировали названия работ, организовали контроль корректности заполнения журналов и контроль предоставления документов на материалы и выполненные работы. Это позволило существенно сократить время на подготовку ИД, ведь журналы теперь нужно просто распечатать, их не надо заново писать.

В результате подрядчики стали предоставлять ИД не в конце месяца, а по мере освидетельствования. Это привело к распределению нагрузки и исчезновению аврала в конце месяца, что, в свою очередь, позволило сократить численность ПТО на 30%. Существенно улучшилось качество ИД за счет большего времени, затрачиваемого на подготовку и проверку каждого комплекта.

страницы: