Уровень цифровизации строительной отрасли оценивается по-разному. Кто-то говорит о том, что большинство компаний находится лишь на начальном этапе цифрового развития, а кто-то уверен, что девелопмент является локомотивом поддержки российской ИТ-отрасли. Опытом внедрения и использования цифровых решений поделились участники организованной CNews Conferences конференции «Строительные технологии будущего».
Уровень цифровизации строительной отрасли
Сегодня без оцифровки бизнес-процессов невозможно принимать управленческие решения. Однако, по словам Ильи Анисимова, основателя и генерального директора ГК «Синтека», уровень цифровизации строительной отрасли неравномерен: крупные девелоперы уже широко используют цифровые решения, в то время как их подрядчики зачастую еще не преодолели этап базовой информатизации. Кроме того, уровень цифровизации строительной отрасли значительно отличается в разных регионах России. «По большому счету, в большинстве строительных организаций цифровизация находится на базовом уровне», — говорит Илья Анисимов.
В своем выступлении он затронул вопрос, что выгоднее — создавать цифровые продукты самостоятельно или приобретать имеющиеся на рынке решения? По мнению эксперта, простые продукты, ориентированные на решение специфических задач, можно разрабатывать своими силами. Однако для того, чтобы эффективно решить более сложные задачи, надо использовать опыт, накопленный на рынке. И здесь своими силами не обойтись.
Цифровые продукты для строительной отрасли
Кроме того, Илья Анисимов предложил участникам конференции стать пользователями маркетплейса «Синтека-Закупай» — единой платформы для автоматизации закупок, где поставщики получают прямой доступ к заявкам строительных организаций, а заказчики — автоматизацию бизнес-процессов и конкурентную среду на базе их заявок для поиска лучших цен и условий. Сегодня на площадке представлено более 500 строительных компаний и 3 000 поставщиков строительного рынка. Ежемесячно на ней появляется более 40 тыс. актуальных заявок на закупку.
Существует пять этапов цифрового развития компаний, и 90% организаций России пока находится на первом этапе, говорит Марат Идрисов, начальник управления ИТ ДСК «Автобан». При этом отдельные подразделения, кому удалось переместиться на второй этап, начали активно заниматься цифровизацией, что привело к появлению «цифрового зоопарка».
Этапы цифрового развития компаний
В компании «Автобан» пошли другим путем — создали комитет по цифровизации, разработали единые правила, выделили ключевые направления деятельности, которые в наибольшей степени влияют на бизнес. При цифровизации приоритет отдавался тем проектам, которые затрагивают именно эти направления. Также все проекты оцениваются по показателям стоимости внедрения, техподдержки, обеспечения информационной безопасности. Марат Идрисов поделился примерами реализованных проектов и экономическими результатами внедрения цифровых решений.
Роман Налепов, директор по цифровизации ГК «Основа», не согласился с высказанными ранее мнениями о низком уровне цифровизации девелоперских компаний. По его мнению, девелопмент после пандемии стал локомотивом поддержки российской ИТ-отрасли. Его выступление также было посвящено контролю качества строительства. Однако в ГК «Основа» для этого используются не лазерные технологии, а панорамные фото и фотофиксация работ с последующей видеоаналитикой. В результате количество выездов стройконтроля на объект сократилось в 4 раза.
«Специфическая проблема отрасли — это консерватизм. Люди не хотят использовать ИТ», — говорит Роман Налепов. Например, на рынке до сих пор нет автоматизированных систем для стройконтроля. Компании пришлось самостоятельно создавать простой инструмент, которым смогут без труда пользоваться все желающие.
Александр Гончаров, руководитель направления по цифровизации жилищной сферы, эксперт Центра компетенций по ТИМ и цифровизации в жилищном строительстве ДОМ.РФ, напомнил, что скоро использование ТИМ станет обязательным для всех застройщиков. Он поделился результатами проведенного ДОМ.РФ опроса, согласно которым на настоящий момент ТИМ применяют лишь 22% строительных организаций, 33,9% начинают переход, а 44,1% еще даже не задумывались об этом. Одним из самых популярных вопросов, возникающих у строительных компаний, является «Что необходимо делать для перехода на ТИМ?».
По словам Александра Гончарова, самостоятельно пройти этот путь можно за 10 мес., а с экспертным сопровождением — за 6 мес. Он предложил воспользоваться опытом и поддержкой специалистов ДОМ.РФ.
Технологии и качество строительства
Повышение качества строительства — одна из важнейших задач, стоящих перед отраслью. О том, как можно ее решить с помощью технологий, рассказал Михаил Малыхин, директор по развитию цифровых технологий Setl Group, модератор конференции. На первом этапе в компании внедрили единые справочники показателей приемки. Затем была создана система, позволяющая осуществлять детальное планирование процесса строительства с участием всех подрядчиков и контроль его качества.
Теперь весь процесс строительства отображается на дашбордах. Появилась возможность практически в режиме онлайн посмотреть, на каком этапе находится возведение объекта, отстает ли строительство от плана и почему. Система предлагает множество аналитических отчетов, дает возможность быстро посмотреть необходимые документы.
Также в Setl Group внедрено лазерное сканирование кладки, качества стяжки полов, штукатурки. Результаты сканирования отображаются на экране мобильного устройства, при этом участки, где обнаружено отклонение от заданных параметров, подсвечиваются красным цветом. Таким образом, в ходе операционного контроля, который каждые две недели осуществляет независимый аудитор, он осматривает не все здание, а только отдельные его участки, что существенно экономит время. Также с использованием мобильного приложения происходит окончательная приемка работ.
Цифровизация и эффективность
Около 25% бюджета на спецтехнику в строительстве расходуется неэффективно. В масштабе всей России потери могут достигать 400 млрд рублей в год, говорит Игорь Зенин, руководитель продуктов «Цифровой диспетчер» и Trekker.pro. Решить проблему можно с помощью цифрового диспетчера — он дает возможность заказать спецтехнику за 7 мин вместо принятых сейчас дней.
Цифровой диспетчер
«Цифровой диспетчер» объединяет застройщиков, подрядчиков и парки спецтехники, переводит в цифровой вид процесс поиска, заказа, оплаты, отчетности и документооборота. Это омниканальное решение. У пользователей платформы есть возможность посмотреть историю любого подрядчика и оценить его надежность. И, конечно, стоимость привлечения спецтехники с помощью «Цифрового диспетчера» значительно ниже — ведь он обеспечивает реальную конкуренцию.
По словам Игоря Зенина, платформой можно пользоваться совершенно бесплатно. Однако для обеспечения документального сопровождения, получения аналитики необходимо внедрение. Кроме того, имеется возможность подключения треккера для контроля работы исполнителя.
Игорь Рыбаков, руководитель отдела аналитики ARTW, напомнил, что в жилищном строительстве очень важно правильно выстаивать коммуникацию с клиентами. «Еще 10 лет назад люди приезжали, смотрели квартиру, изучали документы. Сейчас все изменилось — многие процессы перешли в цифру», — говорит он. Кроме того, очень важно иметь возможность проанализировать опыт заключения сделки, выявить проблемы и понять, как их можно решить.
Клиентский путь при покупке жилой недвижимости
Для того, чтобы структурировать процесс продаж, Игорь Рыбаков предложил использовать BPMS. Он рассказал, как происходит внедрение решения. В результате у клиента появляется личный кабинет, где он видит четкую последовательность действий, которые необходимо совершить. Четкий алгоритм действий появляется и у менеджера по продажам. Благодаря этому затраты времени менеджера на каждую сделку понижаются на 50-70%, а количество инцидентов из-за человеческого фактора в сделке сокращается с 5-10% до 1-2%.
Примеры цифровой трансформации
Олег Бондаренко, руководитель цифровой лаборатории Атомстройэкспорт, рассказал о разработанной его организацией цифровой платформе управления всеми этапами строительства АЭС Multi-D. Он подчеркнул, что самой сложной задачей стала цифровизация непосредственно процесса строительства. Для ее решения пришлось создавать цифрового двойника.
Для этого надо было собрать данные о том, что происходит на стройке. На всей территории была внедрена технология Private LTE, на весь транспорт были установлены датчики. Потом Private LTE развернули внутри зданий, ввели цифровой контроль персонала с помощью камер видеонаблюдения и видеоаналитику для контроля соблюдения правил техники безопасности. После этого появилась возможность с помощью искусственного интеллекта (ИИ) анализировать движение транспорта, ход работ и т.д.
В ближайших планах — создание ситуационного центра диспетчеризации строительства АЭС. В основе его работы — инфраструктура связи, оборудование для мониторинга и датчики, интерактивный сбор данных в режиме реального времени, единая платформа обработки данных, аналитики и принятия управленческих решений.
IBCON — это технический заказчик, который предоставляет услуги по организации строительства. Как рассказал участникам конференции Виталий Чапурин, руководитель группы организационных улучшений IBCON, его компания организует работу подрядчиков с помощью цифровых решений. «В нашем понимании цифровизация — это не внедрение программ и автоматизация отчетов. Цель цифровизации — выполнение проекта в срок, в бюджет и с высоким качеством», — говорит Виталий Чапурин.
Цифровой технический заказчик
Он рассказал, как работает компания и какие цифровые решения использует. При этом Виталий Чепурин подчеркнул, что для управления стройкой нужны профильные навыки, которыми, как правило, не обладают компании, занимающиеся другими видами деятельности.
Ярослав Беляев, руководитель Департамента стратегии и управления изменениями Мосинжпроекта, рассказал, что у его компании существует стратегия развития до 2029 г., в которую включены мероприятия по цифровой трансформации. Для реализации этих мероприятий были сформированы проектные команды за пределами ИТ, утверждены технико-экономическое обоснования проектов. Уже сегодня цифровые решения приносят Мосинжпроекту около 1 млрд руб. в год.
За ходом реализации проектов можно следить в режиме онлайн на дашбордах. Там же моментально отображаются все возникающие проблемы, а значит их можно оперативно решать. В качестве примера Ярослав Беляев привел проект перевода технического документооборота в электронный вид. Благодаря его реализации трудозатраты на технический документооборот сократились на 20%, а скорость выдачи замечаний строительного контроля увеличилась в 4 раза.
Базовые меры поддержки
Артем Войтенков, главный эксперт Центра по работе с партнерами в топливно-энергетическом комплексе и строительстве фонда «Сколково», рассказал, на какие меры поддержки могут рассчитывать компании, которые занимаются цифровизацией строительного бизнеса. Это налоговые и таможенные льготы, а также грантовая поддержка.