Строительная отрасль — аутсайдер или локомотив цифровизации

Уровень цифровизации строительной отрасли оценивается по-разному. Кто-то говорит о том, что большинство компаний находится лишь на начальном этапе цифрового развития, а кто-то уверен, что девелопмент является локомотивом поддержки российской ИТ-отрасли. Опытом внедрения и использования цифровых решений поделились участники организованной CNews Conferences конференции «Строительные технологии будущего».

страницы:

Илья Анисимов: Темпы цифровизации растут, но все, что внедряется, — это 10-15% от того, что должно быть

Уровень цифровизации строительных компаний пока невысок. В тоже время, на рынке есть продуманные решения, которые способны значительно упростить работу сотрудников самых разных подразделений, рассказал Илья Анисимов, основатель и генеральный директор ГК «Синтека».

CNews: Как вы оцениваете уровень цифровизации компаний строительного сектора?

Илья Анисимов: Я бы сразу разделил отрасль на несколько частей: девелоперы, которые первые осознали потребность в цифровизации. Они не государственные, они коммерческие, привыкли бороться на рынке друг с другом, самой большой запрос идет от них. У них уровень цифровизации значительно выше, они внедряют все: от систем формирования исполнительной документации и финансово-учетных программ до стройнадзора на строительных площадках.

На второй ступени — генподрядчики, все те же решения встречаются и у них, но очень многое до сих пор покрывается вечным экселем.

Крупные подрядные и инженерные компании находятся внизу, им не хватает маржи, но их безусловное большинство на рынке. Их желание максимально осознанное, они стремятся изменить качественные показатели, направлены на снижение себестоимости строительства. Но идут они только на проверенные решения, которые способны в этом помочь здесь и сейчас, ведь возможности у них безусловно скромнее.

Темпы цифровизации растут, но все, что сейчас активно внедряется — это 10-15% от того, что должно быть. Есть некие ограничения на уровне государства, еще не приняты определенные решения, это сдерживает процесс. Например, все компании собирают исполнительную документацию, частью которой являются сертификаты, паспорта, гарантийные талоны, все в бумажном печатном виде принимается заказчиками. А вот так, чтобы все заказчики, и в первую очередь государство, принимали бы все это в электронном виде, — вот такие решения еще не приняты. К сожалению, очень много ручного труда, очень много бумаги. От государства мы точно ждём каких-то прорывных решений, которые позволят и отрасли подстроиться.

CNews: Насколько имеющиеся на рынке готовые решения отвечают потребностям строительных компаний?

Илья Анисимов: На рынке много решений, которые обещают комплексную автоматизацию строительной компании. Но, к сожалению, это скорее невозможно. При попытке внедрить комплексное решение, строительная компания быстро осознает, что есть некоторые узлы в системах, которые наиболее детально проработаны, они имеют некоторую стройность вшитых алгоритмов, которые подсказывают компании, как правильно работать, и при этом достаточно гибкие для того, чтобы подстроиться под специфику клиента.

Но чаще всего страдают другие узлы, например, бюджетирование, закупки, тендеры и др. Сразу видна глубина проработки решения. Большое отличие между качеством блоков мешает, и получается, что комплексных решений, одинаково эффективных на каждом этапе, нет.

Я верю в глубокую экспертизу, создание локальных сервисов, которые хорошо выполняют свою работу. Главное — создать возможность интеграции между такими системами. Например, возьмем решение, связанное с контролем товарно-материальных ценностей. Чтобы качественно сделать такой софт, от старта идеи до доведения ее до приличного состояния, когда в решении учтены все особенности строительной компании, нужно активных 5-6 лет разработки и внедрения, и это если вы готовы брать обратную связь с рынка. Этим занимается большая команда, что требует больших инвестиций. Представьте, сколько нужно вложить в комплексное решение денег и времени, чтобы оно было объективно эффективным.

CNews: Что предлагает ваша компания?

Илья Анисимов: Мы считаем себя профессионалами далеко не во всех бизнес-процессах, которые мы способны оцифровать, а только в тех, в которых мы “съели собаку”. Это четыре продукта с глубокой экспертизой, которые направлены на автоматизацию бизнес-процессов, связанных с закупками в строительных компаниях, с возможностью бюджетировать себестоимость проекта: материалы, оборудование, спецтехника, работы. Мы делаем бюджет, в системе участвует круг лиц. Это те, кто заносит бюджет в систему, например ПТО, авторы заявок — это прорабы, начальники участка, которые удаленно со смартфонов могут осуществлять заказ материалов.

Естественно, процедура согласования заявок, формирование единого реестра заявок, с которым работает отдел снабжения, рассылает по своей базе поставщиков. Также эти заявки уходят на электронную торговую площадку «Закупай». И мы автоматически с помощью нейронной сети с распознаванием документов формируем конкурентный лист, чтобы убрать рутинную работу с отдела снабжения, чтобы было прозрачно и понятно, у кого более привлекательные предложения, у кого мы закупаем.

Также сюда включена бухгалтерия с отметками об оплате и с интеграцией с «1С». Доставку материалов осуществляет кладовщик, ответственный за приемку может всегда сделать отметку в приложении, сфотографировать документы, которые были с поставкой. В общем-то, мы покрываем практически весь процесс. Ну и отчет ПЛАН/ФАКТ, который в режиме онлайн покажет попозиционно, насколько вы в бюджете.

Важно отметить, что сама система начала проектироваться исходя из утверждения: как строитель, я хотел бы согласовывать счет и в этот момент понимать, что я покупаю то, что необходимо, я не покупаю больше, чем нужно, и дороже, чем я хотел. Так вот, наша система «Синтека» позволяет оставаться в бюджете, контролировать исполнение бюджета в момент согласования счета на любом этапе в режиме онлайн.

«Синтека» интегрирована с «Закупай», нашим маркетплейсом. Почему торговая площадка «Закупай» — одна из лучших на B2B-рынке? Ответ очень простой: сначала мы сделали «Синтеку», которая научилась автоматизировать строителей. Мы стали их информационной системой. Потом мы просто собрали заявки со всех строительных компаний и поместили на электронную торговую площадку «Закупай». Поставщики туда слетелись с радостью. Поэтому вероятность осуществить более конкурентные закупки с помощью нашей платформы намного выше, чем у любой другой электронной торговой площадки, куда поставщики идут туда неохотно.

Еще одна система — это система учета инструмента и материалов. По сути, это мобильный склад. Главная фишка – мы сделали программу, которая работает в смартфоне. То есть, тебе не нужен компьютер, не нужна «», не нужно долго обучать людей. Даже самый рядовой сотрудник сможет легко посмотреть, какие материалы находятся на складах, сформировать потребность, прийти на склад и получить, через смартфон подтвердить получение. Реализовано списание по итогам монтажа, необходимые отчеты и все движение инструмента, лесов, лестниц между объектами, складами, со статусами. QR-коды, инвентаризация и так далее. Это решение позволяет контролировать перемещение не только инструмента, но и материалов. Данное решение называется «Фейскит» и интегрируется с «Синтекой». Когда в «Синтеке» материал приезжает на объект, он может быть экспортирован в «Фейскит» и дальше у него будет своя жизнь: выдан в работу, перемещен на другой проект и тому подобное.

Есть решение «Фейс»— это автоматическое формирование табеля рабочего времени. Строители, рабочие должны сделать отметку о том, что они пришли на работу, нажать кнопку в мобильном приложении. С помощью системы распознавания лиц мы идентифицируем человека и понимаем, что это именно он, а с помощью геолокации понимаем, что он правда пришел на объект. Мы понимаем, что были, есть и будут злоупотребления, в табеле можно написать то, чего не происходило. Отметить, что человек пришел вовремя на работу, а в 18:00 ушел, но на самом деле он в этот день мог вообще не выйти. Чтобы этого не происходило, мы придумали это решение. Его отличительная особенность, что компании не надо вкладываться в железо и ставить какие-то считыватели и оборудовать каждый объект. Это мобильное приложение, поэтому у него тоже явно будет успех на рынке, с ним очень тяжело конкурировать.

Последнее решение — это «Майснаб», программа, которая автоматизирует закупки для маленьких строительных компаний, где есть снабженец, директор, бухгалтер. Эта система помогает загружать в систему счета от поставщика при помощи одной кнопки.Система распознавания укладывает счет в реестр и описывает его: дату, номер, плательщика, поставщика, номенклатуру, деньги. Счет привязан к определенному проекту и подпроекту, поставщику. То есть, этот счет можно мгновенно найти в реестре, допустим, по номенклатуре. Представьте, на секунду, что вы этот счет сохранили на «Яндекс Диске» в формате ПДФ, папочку назвали именем поставщика. А теперь попробуйте найти среди 200 счетов тот, в котором есть слово «арматура». Это невозможно, если не открыть каждый счет.

А наша система позволит найти счет достаточно быстро. Более того, она позволяет сразу же отправить этот счет на согласование, в приложении директор нажмет OK и счет попадет в бухгалтерию. Естественно, есть возможность вести бюджет по статьям затрат и всегда смотреть отчет “ПЛАН/ФАКТ”. Решение внедряется удаленно, стоит очень дешево. А также позволяет планировать платежи и доставки. Все это есть в «Майснабе».




страницы: