Цифровизация госсектора продолжается. Госведомства совершенствуют имеющиеся и создают новые цифровые сервисы, а российские разработчики готовы поддержать их собственными зрелыми цифровыми продуктами. Об этом говорили участники секции «ИТ в госсекторе», которая состоялась в рамках «CNews FORUM Кейсы. Опыт ИТ-лидеров».

 

страницы:

Российские продукты для государства

Выступавшие на секции «ИТ в госсекторе» представители российских ИТ-компаний продемонстрировали, что в их портфеле есть достаточно зрелых решений, которые могут быть полезны государственным ведомствам и организациям.

Так, корпорация «Элар» специализируется на оцифровке документов и создании электронных архивов на базе российского аппаратного и программного обеспечения. Компания также предлагает услуги по заказной разработке решений с использованием искусственного интеллекта. Александр Кузнецов, руководитель направления ECM корпорации «Элар» привел несколько примеров.

В Тюменской области на базе платформы «ЭЛАР Контекст» создан электронный архив органов власти. Он интегрирован с СЭД и медицинской системой региона. Платформа работает с любым стэком технологий, имеет все необходимые сертификаты безопасности.

Создание единого хранилища данных

Источник: Элар, 2022

По его словам, наиболее эффективно создавать единый архив, который сможет предоставить документы в режиме одного окна. Так можно обеспечить цифровизацию всего жизненного цикла документа: от его зарождения до уничтожения. Первая в России система для автоматизации передачи на постоянное хранение электронных документов в государственный архив создана в Республике Татарстан.

Требования 44-ФЗ и 223-ФЗ постоянно меняются, а значит надо оперативно менять шаблоны документов. Сейчас это делается вручную, и конечно при этом никто не гарантирован от ошибок. Кроме того, документы согласовываются очень долго. Кирилл Буряков, CEO и основатель Doczilla, предложил решение этой проблемы.

Специалисты компании разложили контрактацию по 223-ФЗ и 44-ФЗ на этапы и выяснили, какие проблемы возникают на каждом из них. Затем они разработали автоматический конструктор контрактов. В нем содержатся шаблоны, которые соответствуют 44-ФЗ и 223-ФЗ, их обновлением занимается вендор. Благодаря интеграции конструктора с системой управления закупками и СЭД согласование документов происходит значительно быстрее. Затем конструктор сам финализирует договор по результатам закупки.

В качестве примера Кирилл Буряков привел проект в «Почте России». В результате внедрения конструктора удалось сократить время на проверку договора юристом в 10 раз, а срок согласования типового договора — в 2,5 раза. Количество согласующих уменьшилось в 2 раза, а на подготовку типового контракта стало уходить в 2 раза меньше времени.

«Основная задача внедрения интеллектуальных транспортных систем — не сбор штрафов, а снижение смертности на дорогах и обеспечение комфорта при передвижении», — уверен Александр Дубинин, директор по региональному развитию группы компаний «Урбантех». Он поделился кейсом, реализованным компаний в Махачкале. В городе была внедрена интеллектуальная транспортная система и создан Центр управления дорожным движением (ЦУДД). В результате пропускная способность улиц в часы пик увеличилась на 14% за счет корректировки режимов работы светофоров, пробки стали рассасываться за 15 мин.

ЦУДД: ценность для городских служб

Источник: Урбантех, 2022

При реализации проектов в Красногорске, Сергиевом Посаде, Щелково, Фрязино Московской области компания отталкивалась от пожеланий пользователей: сократить время в пути и уменьшить пробки. В результате правильного регулирования светофоров среднее времени в пути для жителей этих городов сократилось на 20%, а в пробках они стали проводить на 63% меньше времени. Всего модернизации подверглись 50 регулируемых перекрестков, было установлено 150 камер и 129 детекторов транспорта.

Цифровые помощники чиновников

Александр Червяков, начальник управления развития информационных систем Федерального казначейства, рассказал о системе поддержки принятия решений. В систему поступает информация о свободных остатках и кассовые планы, и на ее основании предлагаются инвестиционные решения.

Конвейер обработки данных

Источник: Федеральное казначейство, 2022

Александр Червяков рассказал, как работает алгоритм принятия решений. Используются технологии машинного обучения, однако часть данных вносится вручную. Текущая точность модели позволяет удерживать буфер ликвидности на максимальном уровне в 300 – 400 млрд руб. при среднедневных остатках в 4 трлн руб. и оборотах в 1,5 – 2 трлн руб.

В планах дальнейшего развития — подключение дополнительных источников данных, выделение структурных компонент уже на этапе сбора данных, оптимизация алгоритмов, переход к искусственному интеллекту, оптимизация Workflow, например, добавление инструментов управления очередью крупных платежей, what-if анализа.

Об особенностях использования Open Source в современных условиях рассказала Людмила Гонтарь, начальник отдела координации федеральных цифровых инициатив ДИТ Москвы. Open Source — это международный продукт, однако сейчас Россия не признает международные лицензии. Поэтому необходимо объединяться с другими странами, такими как Индия, Аргентина, для создания совместных лицензий. Кроме того, Open Source — это четко регламентированное использование кода. В России нужна нормативная база для обеспечения цифрового суверенитета. Людмила Гонтарь отметила, что решения на открытом коде могут развиваться на ровне региональных проектов и призвала всех участников конференции присоединиться к этим инициативам.

При утверждении новых тарифов производятся расчеты на базе огромного числа документов. Когда-то все они предоставлялись в бумажном виде. Теперь на место бумаги пришли цифровые технологии. Как рассказал Михаил Горожанин, заместитель начальника управления Комитета по ценам и тарифам Московской области, в состав нового цифрового сервиса входят программный комплекс «Умный шаблон» для расчета тарифов регулируемых организаций и АИС «Тариф», с помощью которой производится расчет тарифов и экспертиза проектов инвестиционных программ.

Прием тарифных заявок от организаций и взаимодействие с организациями по утверждению тарифов происходит через портал госуслуг Московской области. Взаимодействие с гражданами по обращениям организовано на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. В 2022 г. цифровая зрелость сервиса по установлению тарифов достигла 100%.

Цифровые сервисы для граждан

Ольга Тукаева, начальник отдела развития цифровых проектов Департамента информатизации Тюменской области, рассказала об ИТ-навигаторе мер поддержки, созданном в регионе. Он заработал в ноябре 2020 г. Навигатор помогает подобрать меры поддержки по результатам анкетирования. Форма обратной связи позволяет оставить комментарий к действующим мерам поддержки либо предложить новую меру.

Развитие ИТ-отрасли в Тюменской области

Источник: Департамент информатизации Тюменской области, 2022

Можно подписаться на рассылку актуальной информации, воспользоваться календарем событий, в котором размещается информация о мероприятиях, связанных с поддержкой отрасли. На сегодняшний день ресурс ежемесячно посещают до 300 человек, большинство — с целью получения мер поддержки.

Основой всех цифровых решений являются данные. Инновационный центр «Безопасный транспорт» занимается информационно-аналитической поддержкой принятия управленческих решений руководством Москвы. Ольга Ноян, руководитель центра мобильной разработки инновационного центра «Безопасный транспорт» рассказала о мобильном приложении «Московский транспорт».

Приложение в цифрах на апрель 2022 г.

Источник: ИЦ «Безопасный транспорт», 2022

Это единая точка доступа к транспортным сервисам Москвы: парковки, водный транспорт, метро, велопрокат, пробки и перекрытия. Приложение также интегрировано с ресурсами внешнего контура, такими как «Московский каршеринг», «Ситимобил», «Яндекс.Такси», «Аэроэкспресс», Gooogle.Maps, «Яндекс.Карты» и др. В планах — выход на международный рынок: страны БРИКС, ШОС, ЕАЭС.

Андрей Фишер, начальник отдела ИТ ФГБУЗ Центр крови ФМБА России, рассказал о развитии ЕИБД «Служба крови». На сегодняшний день к модулю «Реципиент» подключено 1252 учреждения, передано более 600 тыс. протоколов трансфузий. Идет активное подключение новых регионов и отдельных медучреждений. Создаются новые функции для упрощения работы пользователей. В 2021 году появилась возможность отслеживания использования переданных в медучреждения компонентов.

Более 167 медучреждений подключено к АРМ специализированной медорганизаций, что позволяет им загружать данные в единую систему. Более 212 тыс. граждан пользуются мобильным приложением «Служба крови». На едином портале госуслуг (ЕПГУ) появился личный кабинет донора, с помощью которого можно записаться на донацию, получить справку об освобождении от работы в день кроводачи и предоставлении дополнительного дня отдыха, а также документ о предоставленных мерах социальной защиты, выплатах на питание или на замену питания денежной компенсацией.

Даниил Хазов: Проекты цифровизации транспорта показывают эффект уже через полгода
Цифровизация транспортной системы дает возможность избавиться от пробок, снизить аварийность и сделать перемещение удобным. О том, как этого добиться, рассказал Даниил Хазов, коммерческий директор группы компаний «Урбантех».
Александр Кузнецов: В сфере ECM/СЭД процесс импортозамещения стал активнее
Процесс импортозамещения ECM/СЭД-платформ ускорился. На российском рынке есть достойные отечественные аналоги: и оборудование, и программное обеспечение. Примерами перевода архивов на российское ПО поделился Александр Кузнецов, руководитель направления ECM корпорации «Элар».




страницы: