Долой Excel: компании избавляются от самого популярного средства автоматизации отчетности

Мы автоматизируем бизнес-процессы без привязки к реальности и вместо того, чтобы упрощать, усложняем — и все ради того, чтобы создавать системы не для работы, а для продуцирования отчетности. Такой тезис прозвучал на конференции Business Process Management 2021, организованной CNews Conferences и CNews Analytics. Как изменить сложившееся положение дел размышляли вендоры и представители компаний разных сфер — от ритейла до медицины.

 

страницы:

Андрей Холинов: Мир изменят системы, способные анализировать и принимать самостоятельные решения

Чем отличается роботизация от искусственного интеллекта? Какие задачи уже можно передать роботам, а какие в ближайшем будущем будет выполнять искусственный интеллект. Об этом рассказал Андрей Холинов, генеральный директор «К2РУ».

CNews: Сегодня о роботизации говорится на каждой конференции. Как вы считаете, это хайп или технология, которая реально изменит мир?

Андрей Холинов: На мой взгляд, ни то, ни другое. Безусловно, роботизация не может быть хайпом, так как есть целый ряд отраслей, где эта технология широко применяется и успешно помогает делать мир более автоматизированным и высокоэффективным. Однако, если рассуждать о глобальном изменении мира, то тут скорее речь может идти речь о технологии искусственного интеллекта, системы, способной на анализ и принятие самостоятельных решений. RPA – это все-таки больше про упрощение функциональных аспектов работы, про делегирование рутинных задач и высвобождение времени, которое человек может потратить на то, с чем робот не может справиться.

CNews: Какие процессы идеально подходят для роботизации, а в каких RPA неэффективен?

Андрей Холинов: Если мы рассмотрим некую организацию, мы можем выделить три класса работ. Первый – программный, в нем мы видим четкую последовательность, описание и регламент работ, которые выполняются в строгом соответствии с заявленными критериями. Сюда можно отнести любой бэк-офис, в частности, службу ИТ-поддержки, это так называемые straight forward процессы.

Второй класс — транзакционный, в нем последовательность действий тоже предопределена, но на некоторых этапах требуется принятие решений непосредственно человеком. Например, обработка заявки ипотечного кредитования: в целом весь процесс пошагово понятен, но на каком-то из этапов именно человеку необходимо оценить риски, возможно, получить дополнительную информацию и проанализировать ее.

И третий класс — исследовательский, в нем известен конечный результат, но неизвестен путь его достижения. Сюда можно отнести Case management системы, например, процесс автоматизации претензионной работы. В данном случае, конечным результатом является решение претензии, но вот на пути к этой точке может быть или не быть огромное количество шагов и стадий для реализации поставленной задачи. И решение о том, имеют они место в данном вопросе или нет, на каждой стадии будет принимать именно человек.

По сути, из всего вышеперечисленного, робот применим только к первому классу задач, поэтому как правило, он интегрируется в процессы бэк-офиса. Кроме того, роботы хороши для процессов, связанных с копированием и переносом данных из одной системы в другую, а также, при работе с legacy-системами (с устаревшими системами, для которых не были написаны интеграционные коннекторы). Робот вместо человека может эмулировать поведение пользователя и работать с данными, которые хранятся в этих системах.

CNews: Чем отличается RPA от AI? Приведите примеры использования RPA и AI в BPM-системах.

Андрей Холинов: Это принципиально разный класс систем. Какими бы интеллектуальными ни казались технологии роботизации, есть одна простая истина – роботы не обладают интеллектом. Их задача состоит в том, чтобы следовать заранее прописанному алгоритму действий, они не способны проводить анализ и самостоятельно принимать решения.

В противовес этому есть искусственный интеллект, само название которого говорит о том, что эта технология разумна. Она способна обучаться, развиваться, анализировать ситуацию и эмулировать мыслительный процесс человека. Из наиболее ярких современных примеров AI можно выделить Алисуумную колонку от «Яндекс». А из технологий роботизации, на данный момент, наибольшей популярностью пользуются чат-боты.




страницы: