Мы автоматизируем бизнес-процессы без привязки к реальности и вместо того, чтобы упрощать, усложняем — и все ради того, чтобы создавать системы не для работы, а для продуцирования отчетности. Такой тезис прозвучал на конференции Business Process Management 2021, организованной CNews Conferences и CNews Analytics. Как изменить сложившееся положение дел размышляли вендоры и представители компаний разных сфер — от ритейла до медицины.
Андрей Чепакин: Часто бывает, что цифровой актив разработан, а бизнесом не востребован
Основная сложность в создании цифровых активов — это срок разработки. Можно использовать готовые решения или создавать собственные — все это требует времени. Выход — low-code платформы, с помощью которых приложения может быстро создавать практически любой сотрудник, уверен Андрей Чепакин, коммерческий директор, Elma.
CNews: Цифровизация требует создания принципиально новых цифровых активов. Какие сложности возникают на этом пути?
Андрей Чепакин: Традиционная сложность в создании цифровых активов — это срок разработки. Какой выбор есть у обычного заказчика? Во-первых, это использование ERP-системы и ее адаптация под индивидуальные пожелания бизнеса для автоматизации. Второй способ автоматизации — это создание информационной системы с нуля силами своих разработчиков.
И тот, и другой путь — это большой срок для автоматизации. Обычно такие проекты делаются несколько месяцев, а иногда и больше года. В этом есть сложность, потому что бизнесу нужна быстрая автоматизация. В случае с собственной разработкой возникает такая ситуация, что копится ИТ-бэклог. Это задачи, которые ожидают автоматизации, ожидают, когда ИТ-департамент начнет их делать и реализовывать. Таким образом, срок разработки цифрового актива, который нужен бизнесу, увеличивается.
К сожалению, часто бывает так, что актив уже разработан, а бизнесом не востребован. Это ключевая сложность, которую мы сейчас наблюдаем у заказчиков.
CNews: Какие возможности предоставляет Low-code BPMS?
Андрей Чепакин: Функционально Low-code BPMS обладает несколькими ключевыми возможностями, которые делают систему как раз Low-code. В первую очередь, это расширяемая объектная модель и архитектурная изоляция приложения. Это значит, что, используя эту корпоративную платформу созданий приложений, вы можете обновлять или разрабатывать отдельные приложения, при этом система не перестает работать и не теряет свою целостность.
Также Low-code BPMS обладает рядом функционала, который снижает требования к разработке. Это значит, что можно использовать графический конструктор объектов, с которым может работать аналитик, графический конструктор бизнес-процессов, чтобы мышкой определять бизнес-логику работы системы, графический конструктор интерфейсов, который позволяет без программирования мышкой нарисовать экранные формы или то, что будет видеть сотрудник, который работает внутри корпоративного приложения. Это неотъемлемая часть Low-code BPMS. Также очень важна микросервисная архитектура, это позволяет при желании углубляться в разработку создавать свои микросервисы и т.д.
CNews: Какие преимущества дает Low-code подход?
Андрей Чепакин: Ключевое преимущество, которое дает Low-code BPM-система, — это ускорение разработки корпоративных приложений. Если мы говорим о традиционном подходе к разработке, то заказчик вынужден взять ERP-систему либо разрабатывать свою собственную систему с нуля. Как правило, это получается долго и дорого. Low-code BPM-система позволяет решить ключевую проблему, она ускоряет разработку, тем самым снижает ИТ-бэклог, о котором я упоминал в первом ответе. Таким образом, автоматизация становится быстрой.
Бизнес приходит со своими требованиями и получает результат в очень сжатые сроки. Это происходит за счет того, что меняется цикл разработки корпоративного приложения. Например, вместо долгой формализации требований и написания ТЗ, в случае с Low-code подходом, можно этот этап заменить на разработку MVP. Более того, MVP может сделать аналитик без программирования. MVP — это прототип будущего продукта, он позволяет качественно работать с требованиями и понимать, как будет выглядеть продукт. Таким образом, мы уходим от длительной разработки ТЗ, которая может длиться несколько месяцев, в прототипирование. В целом весь процесс разработки меняется, он ускоряется.