Когда решение можно достать из «коробки», а в каких случаях необходимо использовать платформенный подход, как быть достаточно гибкими и не сломаться, а также эффективно управлять ИТ-ресурсами? Участники «CNews FORUM Кейсы 2021» поделились практическим опытом внедрения технологий цифровой трансформации в финансовом секторе.
Максим Шаблыгин: Как структурировать данные для их дальнейшей монетизации
Банки, как и другие организации, все больше внимания уделяют работе с данными. О том, какие инструменты для этого хорошо себя зарекомендовали, рассказал Максим Шаблыгин, менеджер по развитию бизнеса компании «Рексофт».
CNews: Какие проблемы чаще всего возникают в ходе цифровой трансформации банков?
Максим Шаблыгин: Одна из основных задач, стоящих перед всеми крупными финансовыми организациями, с которым работает «Рексофт», – это экстенсивное развитие дистанционных цифровых сервисов и обеспечение их быстрого Time-to-Market. При этом разработка сервисов ведется параллельно в большом количестве стримов, в каждом из которых есть множество подзадач. Руководителям стримов приходится не просто держать в голове все потребности бизнес-заказчиков, но и одновременно работать с разными командами ИТ-исполнителей.
Скорость работы такая, что на старте проекта часто не определены полностью ни целевые показатели сервиса, ни бизнес-процессы, их обеспечивающие. Включаясь в такой проект, первое, что «Рексофт» предлагает заказчикам, – это сделать в течение буквально 1-2 недель кликабельный прототип нового сервиса. Да, он не будет содержать все функции готового сервиса, но с этой основой можно идти к бизнесу для обсуждения того, что будет реализовано впоследствии, и незамедлительного перехода непосредственно к разработке.
Кроме того, «Рексофт» уже 30 лет специализируется на заказной разработке, и для нас привычен процесс одновременной работы по целому ряду проектов. Для автоматизации процессов разработки, определения возможных рисков и точного планирования работ мы разработали собственную систему управления проектами цифровой трансформации – SkillFlex, которая сочетает в себе технологическую платформу и методологию ведения множества параллельных проектов. По нашим оценкам, SkillFlex позволяет сократить среднее время реализации новых сервисов на 30%. И мы готовы делиться этими знаниями с заказчиками.
CNews: Какие еще болевые точки вы видите в настоящее время в разработке новых цифровых сервисов финансовых организаций?
Максим Шаблыгин: Конечно, это необходимость работать с унаследованными системами и инфраструктурой. Все крупные организации имеют свой сформировавшийся за годы ИТ-ландшафт, который нельзя остановить и полностью переделать. Любая новая разработка должна быть встроена в существующую ИТ-среду, а значит, она будет оказывать влияние на имеющееся окружение. Или, например, есть задача вывести старую систему из обращения. Всегда встает вопрос, а как ее вывод повлияет на работу организации, где и как надо подстраховаться?
На эти вопросы очень хороший ответ дает внедрение такого инструмента, как управление корпоративной архитектурой (Enterprise Architecture). Обладая возможностью моделирования изменений, он позволяет обеспечить связь всех проектов трансформации со стратегическими целями банка и многое другое. В этом направлении в «Рексофт» работает одна из самых передовых практик, специализирующаяся на платформе iServer от Orbus Software. Это решение входит в список мировых лидеров в области Enterprise Architecture (EA) по данным Gartner. На нашем счету внедрения в банке «Открытие» и компании «Открытие Брокер», в финансовом блоке «Роскосмоса» и еще несколько, которые мы не можем разглашать по причинам NDA.
Если перейти на язык цифр, то проект внедрения iServer в банке «Открытие» помог после присоединения к нему Бинбанка сократить количество информационных систем и сервисов с 700 до 215 без потери важных данных и процессов. А в компании «Открытие Брокер» внедрение iServer принесло сокращение показателя Time to Market реализации новых проектов на 30%.
CNews: Какие технологические драйверы вы видите для финансовой индустрии?
Максим Шаблыгин: Ни для кого не секрет, что умение работать с данными становится must have для многих индустрий. Банки не исключение. Они обладают огромным срезом информации о своих клиентах, и правильная аналитика этого постоянно растущего массива данных позволяет работать на качественно новом уровне.
У «Рексофт» есть несколько проектов, показывающих, что мы умеем настроить процессы по структурированию данных для их дальнейшей монетизации. Мы помогаем заказчикам разработать механизмы параметризации получаемых и передаваемых данных, которые обеспечат возможность получения целевых наборов, и на базе этого создавать маркетплейсы для собственников, операторов и потребителей данных с широкими возможностями для реализации новых цифровых сервисов и монетизации данных.
Приведу яркий пример из смежной отрасли, но с финансовым уклоном. Недавно мы завершили проектирование маркетплейса «Биржа данных» — инструмента коммерциализации сервисов федеральной платформы «Автодата», на котором различные участники рынка смогут совершать куплю-продажу данных, относящихся к автотранспортной сфере. Маркетплейс впервые в России даст возможность собственникам автомобильных данных распоряжаться ими на коммерческой основе. Помимо владельцев транспортных средств (ТС), биржа представляет интерес в качестве коммерческой площадки для других потенциальных продавцов автоданных, таких как автопроизводители, сервис-провайдеры, автомобильные дилеры и многие другие участники рынка. Нам есть что предложить коллегам из финансовой отрасли. Кросс-индустриальная экспертиза всегда привносит дополнительное качество в проекты.