Мы все говорим про цифровизацию: она делает рынок прозрачным, она улучшает бизнес. Отчасти это дань моде: ведь если завтра «выстрелит» квант, то слово «цифровизация» мгновенно забудется, речь пойдёт совсем о других скоростях. Но пока мы живем в «сегодня», поэтому разговоры про цифровизацию – это не только желание следовать тренду, но еще и попытка определить то, что происходит сейчас с бизнесом и с информационными технологиями. Об этом представители ритейла и компаний-интеграторов говорили на секции «ИТ в ритейле» в рамках CNews FORUM 2019.
Дмитрий Зеленко: Ритейлерам нужны новые инструменты маркетинговой коммуникации
О том, какие инструменты необходимы ритейлерам для того, чтобы не просто не потерять, а привлечь максимальное число новых покупателей, рассказал Дмитрий Зеленко, коммерческий директор «Ланит Омни» (ГК «Ланит»).
CNews: Как выиграть борьбу за покупателя?
Дмитрий Зеленко: В течение длительного времени российский рынок розничной торговли почти во всех сегментах рос и развивался благодаря классическим методам борьбы за покупателей: широкому ассортименту, удобному графику работы, шаговой доступности торговой точки, привлекательной рекламе, прямым скидкам и накопительным бонусным программам. Со временем из-за возрастающей конкуренции и насыщенности рынка ритейлерам потребовались новые инструменты маркетинговой коммуникации.
Один из таких инструментов – персонализация предложений на основе истории покупок и анализа покупательского поведения. Это тренд последних лет, который на слуху у всех ритейлеров. Сейчас покупатель не желает быть «серой массой» – он хочет получить особый сервис, товар или скидку.
Формирование персональных предложений подразумевает подготовительную работу, которую условно можно разделить на три этапа. Сначала производится кластеризация клиентской базы – покупательская аудитория разбивается на несколько групп по определенным характеристикам и особенностям поведения. Это нужно для того, чтобы составить потрет потребителя. Затем для каждого кластера разрабатывается стратегия развития, которая состоит из желаемой ритейлером цели и поощрения для покупателя. На третьем этапе производится анализ совместных покупок в пределах каждого кластера и определяются наиболее популярные сочетания товаров для каждой группы.
Для выполнения этой задачи потребуются digital-инструменты на базе технологий Big Data и прогнозного моделирования.
CNews: Какие решения предлагает ваша компания?
Дмитрий Зеленко: Поиск оптимального предложения для клиента или Next Best Offer – одно из наиболее популярных направлений предиктивной или прогнозной аналитики. В портфеле решений компании «Ланит Омни» есть продукт, использующий мощности предиктивной аналитики для разработки персональных рекомендаций, – масштабируемая облачная платформа для розничных сетей и онлайн-ритейла ClearFuture.
Сервис построен на функциональном ядре от одного из лидеров рынка Big Data Predictive Analytics. Решение позволяет анализировать истории продаж, покупательское поведение клиентов и, исходя из этого, формировать индивидуальные предложения из товарного каталога магазина для каждого покупателя или групп покупателей.
Торговые сети получают возможность работы с единой базой покупателей (розница + онлайн), что позволяет реализовывать одинаковые стандарты коммуникаций для всех каналов продаж. Пользователям сервиса открывается доступ к богатому маркетинговому инструментарию и единому коммуникационному пространству.
Также «Ланит Омни» предлагает программу лояльности RightWay, построенную на принципах SaaS. Продукт позволяет розничным сетям увеличивать прибыль за счет управления потребительским поведением. Решение собирает, обрабатывает и бережно использует информацию о каждом покупателе, а также повышает ценность клиентской базы. Сервис разработан при участии высококвалифицированных специалистов в области маркетинга. Он значительно упрощает выполнение таких задач, как управление маркетинговыми акциями и расчет их эффективности, списание и начисление бонусов.
Среди основных преимуществ RightWay – удобный, интуитивно понятный интерфейс, широкая функциональность в сочетании с масштабируемостью. Облачная структура решения ускоряет развертывание и позволяет сократить затраты при запуске. Получить доступ к аналитическим отчетам можно из любого устройства через веб-браузер.