Мы все говорим про цифровизацию: она делает рынок прозрачным, она улучшает бизнес. Отчасти это дань моде: ведь если завтра «выстрелит» квант, то слово «цифровизация» мгновенно забудется, речь пойдёт совсем о других скоростях. Но пока мы живем в «сегодня», поэтому разговоры про цифровизацию – это не только желание следовать тренду, но еще и попытка определить то, что происходит сейчас с бизнесом и с информационными технологиями. Об этом представители ритейла и компаний-интеграторов говорили на секции «ИТ в ритейле» в рамках CNews FORUM 2019.
Денис Реймер: Ритейлер становится ИТ-компанией и сообществом, работающим с огромной аудиторией
О том, как на наших глазах меняется ритейл, каким он станет через несколько лет, рассказал Денис Реймер, вице-президент по цифровой трансформации «Ланит», руководитель DTG, интегратора цифровых экосистем в группе «Ланит».
CNews: Как цифровая трансформация меняет ритейл?
Денис Реймер: Цифровая трансформация двигает ритейл к пониманию, что прямой функции отношений продавец-покупатель больше недостаточно для успешного существования. С другой стороны, она позволяет обнаружить себя вне традиционного сегмента: ритейлер становится ИТ-компанией и сообществом, работающим с огромной аудиторией. Клиенты обнаруживают изменения в основном уже на полках магазина (там, где видно сразу). Но цифровая трансформация, в первую очередь, – это изменение ИТ-архитектуры и развитие команд, компетенций внутри.
Основной и очевидный тренд сегодняшнего ритейла – покупатели смелее уходят в онлайн. И если раньше эта тенденция затрагивала только население крупных мегаполисов, то с развитием маркетплейсов в «игру» включаются и небольшие города. Увеличивается доля e-commerce в объемах продаж. Именно там есть доступные данные, которые дают понять какие мотивы движут потребителями. Цифровые технологии способны значительно улучшить покупательский опыт, облегчить выбор и примерку, упростить доставку и оплату. Более того, они могут развлечь и увлечь покупателя во время покупки, да и после нее. Играет роль и чисто эмоциональный фактор – пользование магазином инновационных технологий является весомым аргументом для покупателя при выборе торговой площадки. Более половины потребителей предпочитают продвинутых продавцов.
Если говорить о конкретных технологиях, в 2019 году ритейлеры активно внедряют сервисы для улучшения покупательского опыта, сервисы для операционной работы закупщиков и поставщиков. Это цифровые вывески, чат-боты, инструменты дополненной и виртуальной реальности, искусственный интеллект и видеоаналитика. Хотя экспериментов все же больше, чем востребованных коммерческих решений. Если ритейлер может похвастаться наличием работающих инструментов по обработке и анализу массивов данных о своих клиентах (разумные стратегии использования 3rd party data, data science и моделирования в системах персональных рекомендаций и ценообразования), то скорей всего мы говорили о лидере отрасли из топ-10.
Отдельная трансформация связана с введением обязательной маркировки товаров, в которой мы принимаем участие как разработчик сервиса TAGTO.ME. Крупным ритейлерам требуется маркировать 300-400 миллионов товаров только из обязательного списка текущего года. А ведь перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет расширяться.
Как и в любой другой отрасли, в ритейле цифровая трансформация не должна являться самоцелью. Не стоит сначала что-то менять, ориентируясь на положительный опыт коллег по рынку, а затем думать, как эти изменения сделают ваш бизнес эффективнее. В момент планирования инноваций лучше задуматься о деловом и человеческом контексте их внедрения. Именно об этом говорит Gartner в своем недавнем прогнозе относительно ключевых технологий 2020 года. При этом определяющее для цифрового лидерства значение имеет скорость и стоимость внедрения продуктов и их интеграции в экосистему, где присутствует ритейлер. Добавлю, что мы в DTG создали платформу для цифрового бизнеса GRANUM, которая предполагает использование подходов и инструментов, существенно упрощающих для бизнеса внедрение продуктов.
CNews: Каковы основные составляющие цифровой экосистемы торгового предприятия?
Денис Реймер: Ключевой аргумент, который делает осмысленным создание цифровой экосистемы, – это наличие выгоды от совместного существования. Если торговое предприятие не живет тем, что есть, а старается находить новые ценности, возможности для участников, экосистема развивается и расширяет свои границы.
Экосистема – это организм, в котором на этапе развития постоянны только изменения. Данные аспекты говорят о том, что совместный рост становится важнее конкуренции (как внутри, так и вне границ экосистемы), изменения позволяют бизнесу оставаться защищенным.
Если посмотреть на экосистему торгового предприятия сегодня, то мы можем увидеть, что традиционный ритейлер стремительно меняется: увеличивает число направлений, которыми он занимается, захватывает несколько ниш сразу, кооперируется с другими сегментами в борьбе за внимание покупателя и сохранение его лояльности. Торговые предприятия уже смело говорят о том, что их роль гораздо шире функции обычной витрины. Продавец помогает в формировании образа жизни.
Именно эти изменения определяют основные составляющие экосистемы, которые существуют в любом бизнесе.
CNews: Как вы видите перспективы развития таких экосистем?
Денис Реймер: Для любых растущих бизнес-экосистем в настоящее время характерна одна тенденция – размывание границ, увеличение числа взаимодействий, проникновений. Это значит, что борьбу за потребителя ведут множество игроков. Уже сегодня мы видим, что традиционные банки выходят в совершенно новые сегменты. Они начинают заниматься досугом человека, поставлять ему продукты питания и оказывать другие нефинансовые услуги. Вместе с этим, часть потребностей, которые недавно невозможно было реализовать в ритейле, успешно реализовываются. Например, сегодня можно снять наличные на кассе магазина или получить кредит от торговой точки.
Развитие экосистем будет идти успешно, если ее участники смогут решить ключевые задачи: научатся быть устойчивыми к изменениям, работать с данными, обеспечивать их безопасность, найдут способы и инструменты быстрого взаимодействия с другими экосистемами (ценностными сообществами). Все это требует развития новых знаний (в первую очередь в ИТ), роста квалификации управляющих групп и, значит, умения находить нужных людей и нужные команды.