Рынок бизнес-аналитики растет быстрее рынка ИТ в целом за счет все большей популярности современных BI-платформ, которые сформировались в последние несколько лет в ответ на новые потребности заказчиков в доступности, гибкости и глубоком анализе данных. BI-системы превращаются из сложного инструмента, управление, в средство подготовки отчетности, настаиваемое пользователем в соответствии с его индивидуальными предпочтениями. Тем не менее, по мнению Gartner, темпы роста рынка BI будут постепенно снижаться – с 63,6% в 2015 г. до 19% к 2020 г. благодаря усилению на нем конкуренции и соответственному снижению цен на предлагаемые решения. Перспективы отрасли обсудили участники секции «Business Intelligence», организованной CNews Conferences в рамках CNews FORUM 2017.
Внедрение BI на принципах партнерства
Информационные технологии сегодня развиваются так стремительно, что далеко не всегда организации могут поспеть за изменениями и создать внутри необходимые ИТ-компетенции, чтобы внедрять современные решения. Это в полной мере относится и к области Business Intelligence, которая сегодня находится в стадии бурного роста. С другой стороны, стартапы, обладающие новыми технологиями часто просто не могут достучаться до бизнеса.
Обратить эту проигрышную для обеих сторон ситуацию во взаимовыгодную пытаются в Нижегородской области, где создается кластер, который объединит компании, работающие в сфере информационных технологий. Марат Мухарьямов, руководитель временной управляющей компании Международного ИТ-кластера Нижегородской области, рассказал о моделях партнерства, которые предполагается развивать, а также о некоторых совместных проектах, которые уже реализуются.
Новый ИТ-кластер должен стать B2B-маркетплейсом, где со стороны покупателя будет крупный и средний бизнес, а со стороны поставщика – технологические стартапы, которые разрабатывают собственные продукты, но не аутсорс-разработчики (это принципиальное условие). В кластере возможно виртуальное участие, привязки к территории нет. Генеральным партнером Нижегородского ИТ-кластера стал Атомстройэкспорт, а всего соглашение о членстве уже подписали 35 компаний.
Антон Гребельный, ИТ-директор фармацевтической компании Sanofi, одного из мировых лидеров в области здравоохранения остановился на теме Больших данных. По сравнению с банками или телеком компаниями, фарминдустрия делает только первые шаги в использовании технологий Big Data. Сегодня в отрасли разработки и производства лекарств просматривается множество сценариев, где эти технологии не просто полезны, но и обладают прорывным потенциалом.
Широкое распространение носимых устройств, от обычных финтес-трекеров до специальных медицинских приборов создает поток данных, которые фармкомпании могут использовать, чтобы получать более точную информацию о пациентах в ходе клинических исследований и в целом о состоянии здоровья людей и выявлять факторы, оказывающие на него положительное или отрицательное влияние.
Исследования и разработки новых препаратов занимают много времени, до 15 лет. При этом из 5-10 тысяч препаратов, поступающих в поток исследований на входе, на рынок выходит только один. Усложняется и сам процесс разработки с каждым новым поколением лекарств. Поэтому астрономически растут инвестиции: если сорок лет назад для разработки и выведения нового препарата на рынок США требовалось 40 миллионов долларов, то сейчас – более одного миллиарда. Так что даже крупные компании не могут это себе позволить в одиночку и объединяют свои усилия, также привлекая биотехнологические компании для разработки новых молекул. Естественно, в процессе разработки генерятся огромные потоки данных, но эти данные разрознены и находятся в различных юрисдикциях и для продуктивной работы с ними не обойтись без инструментов Big Data – чтобы открывать новые свойства молекул и выявлять побочные эффекты. Однако, несмотря на очевидность, фармкомпании пока массово не используют такие технологии. Это связано с отсутствием навыков использования ИТ и понимания того, какой эффект может дать Big Data.
Обращаясь к представителям ИТ-сообщества, Антон Гребельный призвал их обратить внимание на фарминдустрию и активнее предлагать свои решения в области бизнес-аналитики. «Мы заинтересованы в том, чтобы вести такие проекты, в том числе и в России», - подытожил он.