Докладчик рассказал о ключевых блоках ИС СКАТ, экономическом эффекте, полученном от использования системы, и добавил, что в перспективе на основе ГЛОНАСС планируется создать единую систему мониторинга по управлению за всеми подвижными объектами — транспортом коммунальных служб, машинами скорой помощи, автомобилями теплоэнергетического комплекса и другими объектами городского хозяйства.
О ряде эффективных решений в области управления и мониторинга автотранспорта с использованием технологий связи и навигации рассказал присутствующим Виктор Столяров, директор по отраслевым проектам ГК "Аркан" (ATGroup). Он отметил, что при выборе технологий на базе ГЛОНАСС для заказчика компания делит рынок на несколько секторов. Это системы управления и мониторинга для транспорта госструктур и коммерческого транспорта, АСУ силами и средствами, спутниковые системы безопасности для транспорта физических лиц и интеграционные решения на платформе "Аркан".
Спикер рассказал о структуре таких решений в каждом из секторов, о составе систем мониторинга и безопасности объектов транспорта, привел основные требования к элементам этих систем. Господин Столяров обратил внимание и на то, что в некоторых случаях в проектах применяется цифровая профессиональная радиосвязь стандарта TETRA и радиомониторинговые системы АРКАН, поскольку для госструктур часто важна независимость от иностранных производителей и поставщиков навигационных услуг.
Докладчик рассмотрел схему комплексного решения на платформе "Аркан", где используется навигационный сервис на базе ГЛОНАСС/GPS/АРКАН и единой транспортной среды передачи данных и голоса GSM\АРКАН\ТЕТРА. Виктор Столяров добавил, что компанией "Тетрасвязь", входящей в состав консорциума ATGroup, разработан мобильный узел связи, предназначенный для оперативной радиосвязи в любой точке России и обеспечения межведомственного взаимодействия и мониторинга подвижных объектов с помощью ГЛОНАСС.
Олег Краус, исполнительный директор "Русских навигационных технологий" рассказал о системе ГЛОНАСС/GPS мониторинга "АвтоТрекер", предназначенной для удаленного контроля работы автотранспорта, спецтехники и иных подвижных объектов. Он продемонстрировал основное выпускаемое компанией навигационное оборудование, в том числе — платформу АТ-10, оснащенную модулем ГЛОНАСС и образующую на подвижной единице так называемое радиооблако, с которым связаны различные датчики.
Докладчик добавил, что после того как государство стало поддерживать ГЛОНАСС, компания выбрала несколько значимых партнеров. Один из них — Департамент по транспорту Краснодарского края. Здесь был создан краевой региональный диспетчерский центр, объединяющий такие направления, как пассажирский транспорт, школьные автобусы и машины скорой помощи.
Спикер ознакомил присутствующих еще с несколькими проектами. Это решения, внедренные в ГУП "Башавтотранс" и транспортном управлении Саратова, а также реализация системы ГЛОНАСС-мониторинга при проведении выборных компаний. В последнем случае был осуществлен полный контроль за избирательными урнами, оснащенными навигационными приемниками. По словам Олега Крауса, это был успешный проект, который заинтересовал ВЦИК и продемонстрировал нетривиальные возможности ГЛОНАСС.
ГЛОНАСС в разрезе ТЭК
В интересах национальной энергетической безопасности в настоящее время системе ГЛОНАСС отдается предпочтение в вопросах, касающихся оснащения навигационными устройствами объектов ТЭК. Александр Митрейкин, советник заместителя министра энергетики РФ, рассказал, что в целом можно выделить несколько областей применения ГЛОНАСС. Это персональная навигация, мониторинг и управление транспортными потоками, отслеживание перемещений опасных грузов и контроль зданий и сооружений. Все они могут использоваться в ТЭК РФ, но наиболее актуальными признаются мониторинг и обеспечение безопасности объектов ТЭК, защита окружающей среды, перевозка топлива и опасных грузов.
Спикер отметил, что оснащение крупных объектов энергетики системами ГЛОНАСС в ближайшем будущем должно позволить осуществлять прогнозирование и оперативное реагирование на внештатные ситуации, возникающие на данных объектах. При этом будет контролироваться ряд показателей (вибрация, смещение, деформация и пр.), а использование ГЛОНАСС совместно с системой дифференциальной коррекции позволит добиться максимально точных результатов.