Докладчик рассказал, что сегодня ГЛОНАСС применяется в геоинформационных системах, на транспорте, при обеспечении общей безопасности и для оказания массовых услуг в туризме, страховании и т. п. При этом существует ряд проблем, среди которых медленное внедрение технологий ГЛОНАСС для мониторинга транспорта, отсутствие единого заказчика для федеральной системы мониторинга, слабое развитие интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и т. п. Но поскольку для поддержки ГЛОНАСС была принята федеральная целевая программа, в скором времени ожидается решение данных вопросов, а также массовое внедрение отечественных навигационных технологий.
Юрий Урличич подчеркнул, что уже есть примеры успешного использования ГЛОНАСС в России — это проекты "Опекун" и "МИР", создание международной аэрокосмической системы глобального мониторинга МАКСМ и формирование единого навигационно-временного пространства России, Беларуси, Украины и Казахстана. Подводя итог, спикер выразил уверенность, что в дальнейшем произойдет слияние различных систем и будет образована единая мировая глобальная навигационная спутниковая система.
...и перспективы
На сегодняшний день Россия разрабатывает не так много технологий, признанных в мире лидирующими. Одной из них выступает ГЛОНАСС. Развитие такой системы — хороший шанс оставаться в числе лидеров, считает Андрей Ионин, заместитель генерального директора "Навигационно-информационных систем" (НИС ГЛОНАСС). Спикер рассказал, что навигационные технологии являются сейчас инновационным трендом. Это подтверждают исследования известных аналитических компаний - Gartner, FastCompany и др. Сегмент считается инновационным потому, что находится на стыке четырех глобальных отраслей — автопрома, телекома, микроэлектроники и информационных сервисов.
По мнению докладчика, именно сегодня происходит становление навигационного рынка. Как следствие, возникают новые компании и формируются глобальные тенденции, которые определяют внедрение навигационных технологий. К таким тенденциям господин Ионин отнес реализацию крупных госпроектов, связанных с безопасностью, концепцию Connected Car (автомобиль как подвижный навигационно-информационный узел), модернизацию транспортной инфраструктуры на основе навигации, развитие массовых бесплатных навигационных сервисов, мультисистемность навигационного оборудования и образование экосистем вокруг компаний и технологий.
Спикер особо отметил, что в мире поверили в ГЛОНАСС, и задача России — не отстать от других стран в выпуске устройств и чипсетов, поддерживающих эту технологию. Господин Ионин добавил, что в России рынок ГЛОНАСС будет формироваться в основном на транспорте, причем прогнозируется, что в ближайшие 5 лет он вырастет в 16 раз. При этом определяющими драйверами будут именно госпроекты, в том числе внедрение системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Андрей Ионин рассказал о предпосылках создания такой системы, пояснил ее принципы работы и поделился дальнейшими планами по ее развитию.
Сертификация — это актуально
Навигационно-информационные (интеллектуальные) транспортные системы (ИТС) нашли широкое применение в различных областях наземного транспорта. Основу таких систем составляет бортовая навигационно-связная аппаратура, которую необходимо проверять на соответствие требованиям ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. На вопрос, каким образом это делать, в настоящее время однозначного ответа нет. Решение проблемы предложил Виктор Гладких, заместитель директора, руководитель направления стандартизации и сертификации ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум". Он представил классификацию существующих на рынке навигационных ИТС, привел виды транспорта, которые эти системы охватывают, и отметил, что сейчас вся навигационная аппаратура регламентируется законом № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В нем говорится о том, что в качестве обязательных могут выступать требования только к показателям безопасности оборудования.
При этом спикер обратил внимание, что в настоящее время технический регламент о безопасности навигационного бортового оборудования отсутствует. Возникает вопрос: на соответствие каким требованиям разрабатывать навигационную аппаратуру. Господин Гладких предложил продвигать ее на рынке на основе ГНСС-технологий. В этом случае по требованиям безопасности устройства будут проходить обязательную сертификацию в системе ГОСТ Р, а их функциональные возможности будут проверяться процедурой добровольного подтверждения соответствия. Последних в настоящее время в России существует две: система "Базис" и добровольная сертификация военной специальной техники в МВД РФ. Кроме того, докладчик добавил, что Ассоциация выступила с инициативой развернуть проект "Испытания 2011", в рамках которого планируется протестировать устройства, наиболее распространенные сейчас на рынке навигационной аппаратуры.
ГНСС: практическое применение
Необходимое условие развития любой технологии — наличие успешных решений на ее основе. Не является исключением и ГЛОНАСС. На сегодня одна из наиболее актуальных проблем области — внедрение эффективных проектов по управлению и мониторингу автотранспорта с использованием технологий связи и навигации. Примером такого проекта может выступать применение информационной системы комплексной автоматизации транспорта (СКАТ) на основе ГЛОНАСС в Санкт-Петербурге, о которой рассказал Александр Чернышев, заместитель генерального директора CSBI Group. Он отметил, что мониторинг в ИС осуществляется с помощью бортовых навигационно-связных терминалов. При этом для удобства интеграции была создана платформа, организующая взаимодействие с системами "Безопасный город", транспортного планирования и электронного контроля оплаты проезда. Спикер подчеркнул, что в дальнейшем посредством такой платформы будет налажена связь с системой ЭРА-ГЛОНАСС.