Виртуализация серверов становится в России обычной практикой. Какие преимущества она дает и какие сложности в себе таит, обсудили участники конференции "Виртуализация 2012: на пути к облакам", прошедшей 26 апреля и организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Он перечислил несколько целей, которые преследуются в ходе консолидации серверных мощностей: снижение энергопотребления ЦОД, высвобождение площадей, повышение степени использования вычислительных ресурсов, повышение стабильности функционирования системы, упрощение процедуры проведения регламентных работ, упрощение задач администрирования. "Но важно учитывать, что из-за высокой концентрации приложений сбои становятся более масштабными", - отметил Лавриненко.
В ближайшем будущем одной из самых востребованных облачных услуг станут виртуальные ПК, считает Михаил Козлов, консультант по развитию технологического бизнеса и оценке эффективности использования информационных технологий для бизнеса DevBusiness.ru. При этом он ссылается на данные опроса 60-ти российских CIO, проведенного его компанией в начале года. Поскольку личные устройства пользователей часто превосходят служебные, логично использовать виртуализацию в рамках концепции BYOD (bring your own device, принеси на работу свое устройство). "Идеальное решение для BYOD в корпоративной среде - это виртуальный корпоративный ПК на личном мобильном устройстве сотрудника с поддержкой оффлайн-работы" - считает спикер.
Он же указал главные выгоды от виртуализации. Это - снижение затрат на обновление (замену) парка клиентских устройств, снижение затрат на управление настройками клиентских устройств, а также снижение трудозатрат на обновление клиентских устройств.
Ткань для бизнеса
О путях реализации облачных технологий рассказал в своем докладе Василий Маланин, менеджер по развитию серверного бизнеса Microsoft. "Облако - прежде всего некий диалог между бизнесом и ИТ. Необходимо навести между ними мостик, чтобы можно было видеть, что использовано, а что нет. Для этого необходим каталог услуг, сервис-модель, которая позволяет реализовать услугу.
Сервисный подход должен быть максимально гибким, чтобы можно было реализовывать любые варианты – либо только частное облако, либо подключение публичного облака, либо использование физических серверов и т.д." - отметил Маланин. "Для консолидации разрозненных ресурсов большинство используют виртуализацию. Мы предлагаем объединить два гипервизора в некую общую субстанцию, которую мы назвали fabric ("ткань")", - поделился новыми разработками представитель Microsoft.
Игорь Мельников, ведущий консультант по СУБД из компании Oracle, рассказал о еще одном варианте облачных сервисов. "Мы рассматриваем модель DBaaS – "база данных как сервис". Oracle, как и некоторые другие, выделяет эту услугу в отдельную категорию.
DBaaS находится где-то между IaaS ("инфраструктура как сервис") и PaaS ("платформа как сервис")", - сказал Мельников. Эта модель, по словам специалиста Oracle, имеет ряд преимуществ: БД рассматривается как ресурс в "облаке"; осуществляется автоматическое развертывание и получение БД по запросу конечного пользователя; используются уже готовые и сконфигурированные шаблоны БД; доступно масштабирование окружения БД по запросу; измерение и тарификация осуществляются по факту использования БД; наконец, гарантирована гибкость для разработчиков с сохранением контроля с стороны администраторов БД.
Максим Мурашов, старший эксперт по решениям VMware в России и СНГ, отметил, что самая востребованная услуга сегодня в России – это создание частных облаков.
"Распространено заблуждение, что виртуализации достаточно для создания облака, - поделился наблюдениями представитель VMware. - Виртуализация - необходимое условие, но недостаточное. Путь к созданию облака – трудоемкое мероприятие, которое требует перестройки ИТ-процессов и даже бизнес-процессов".
"Традиционное управление ИТ-инфраструктурой - приложения и инфраструктура тесно связаны друг с другом в вертикальные стеки, образующие множество изолированных сред. Как результат - адаптивность бизнеса снижается. В случае же управления облаком, происходит отделение приложений от инфраструктуры с помощью координации и автоматизации на основе политик. В результате на выходе бизнес получает увеличение гибкости и лучшую адаптивность", - заключил Мурашов.
Выстоят в антивирусном шторме
Участники конференции не обошли вниманием и проблемные места виртуализации. "Виртуализация имеет ряд ограничений, – отметил Владимир Лавриненко. – Во-первых, это лицензионные соглашения – они выдаются на определенное количество физических инсталляций, и непонятно, как считать инсталляции в виртуальных средах. Во-вторых, все еще остается проблема невозможности эмуляции всех устройств в виртуальной среде, в первую очередь это касается ПО, защищённого аппаратными ключами. В-третьих, сильно нагруженные приложения и сервера баз данных целесообразно виртуализировать только по grid-схеме, иначе возможна потеря производительности. В-четвертых, для инфраструктурных сервисов (DNS, DHCP, AD и т.д.), необходимо обеспечить корректный порядок запуска после сбоев".
Константин Воронков отметил, что согласно статистике доверие к виртуализации у российского бизнеса возрастает. "Однако больше всего усилий компании и их ИТ-отделы тратят на то, чтобы заставить системы работать, и часто большим сюрпризом для них является тот факт, что виртуальные среды нужно еще и защищать", — заметил эксперт.
Одна из проблем, которая может возникнуть при защите виртуальной системы – так называемый "антивирусный" шторм, то есть ситуация, когда сразу несколько антивирусов начинают работать одновременно. "Иногда дело даже не в ошибке планировщика, - заметил Воронков. – Например, полное сканирование занимает более часа, и, если у вас несколько десятков виртуальных машин, то пересечения неизбежны. Один из вариантов решения этой проблемы – вывод антивирусного движка в отдельный гипервизор. Но пока это решение может предложить только VMware".
Сергей Филимонов / CNews
Презентации участников конференции