Эффективное управление бизнес-процессами, их модернизация – задачи, всегда актуальные для бизнеса. С того момента, когда к управлению бизнесом стали подходить как к науке, специалисты постоянно разрабатывают новые, всё более совершенные модели и подходы. Параллельно совершенствуются и системы управления бизнес-процессами. В России рынок BPM сейчас проходит переломный этап, отметили участники конференции "BPM 2012: новые пути развития", проведенной 22 марта CNews Conferences и CNews Analytics.
От поведения ключевых вендоров и заказчиков зависит будущее направления: станет BPM полноценным инструментом развития бизнеса или же будет дорогой игрушкой директоров по развитию. Сегодня есть основания для умеренного оптимизма: все больше владельцев и топ-менеджеров крупных и средних предприятий заявляют о своей готовности использовать системы BPM в работе. Про оценкам CNews Analytics, в 2011 году более 30% руководителей компаний были готовы внедрять BPM.
По прогнозам IDC, к 2014 г. объем рынка ВРМ составит почти 11 млрд долл., продемонстрировав рост в 16%. Даже в условиях глобального кризиса 2008-2010 гг. более трети компаний не сокращали расходы на BPM, а 29% хоть и сокращали, но продолжали развивать системы.
Тенденции: интеграция, облака и мобильность
Основные тренды на рынке – интеграция BPM с системами управления корпоративным контентом (ЕСМ) и решениями, ориентированными на принятие решений, а также внедрение облачных и мобильных технологий. По данным Gartner, более 60% пользователей BPM уже интегрировали эти системы с ECM, создав единую систему, позволяющую оперативно контролировать ключевые бизнес-метрики. На рынке этих систем наблюдаются те же тенденции, что и в целом по отрасли, хоть и с некоторой задержкой по времени. Для прошлого года были характерны консолидация и уход в облака. Так, компания OpenText купила MetaStorm и Global 360, IBM объединила Lombardi и Process Server в единый продукт.
Таким образом происходит формирование рынка из нескольких крупных игроков, предлагающих заказчикам комплексные решения на все случаи жизни. С облачными технологиями всё обстоит примерно так же, как и в других областях: большинство производителей старается вывести свои системы в облака, отвечая, прежде всего, на запросы руководителей высшего звена, которые все больше пользуются мобильными решениями и планшетными компьютерами.
От объекта к субъекту процесса: новый подход
Следует отдельно отметить, что 2011 год стал годом появления на рынке систем, базирующихся на новых подходах, т. н. субъектно-ориентированных BPM.
S-BPM фокусируется на субъектах - сотрудниках, которые фактически осуществляют процессы, и их общении между собой для реализации процессов. Процесс представляет собой взаимодействие участвующих субъектов с помощью передачи сообщений друг другу. Каждый сотрудник может в любое время описать свои процессы и бизнес-объекты, а затем протестировать и внедрить их без посторонней помощи. S-BPM поощряет коллективную работу, так как сотрудники общаются между собой, структурируя и координируя свою совместную деятельность для достижения оптимальных показателей процессов, в которых они участвуют.
В основе подхода лежат работы Энтони Хоара по взаимодействующим последовательным процессам (CSP - Communicating Sequential Processes) и Робина Милнера по исчислению взаимодействующих систем (CCS - Calculus of Communicating systems) . Они были использованы для представления взаимодействующих субъектов, а сети Петри и концепция объектно-ориентированного программирования были применены для представления действий и объектов. В результате был разработан формальный язык, позволяющий реализовать автоматическую интерпретацию создаваемых моделей.
В том или ином виде эту тему затронули многие участники, а выступление Ильи Машкова, директора по развитию бизнеса компании "Логика бизнеса 2.0", было целиком посвящено субъектно-ориентированному подходу. Компания предлагает решения на основе S-BPM Metasonic, в котором реализован этот подход.
Илья Машков: Сегодня заказчики подходят к внедрению BPM комплексно
На вопросы CNews ответил Илья Машков, директор по развитию компании "Логика бизнеса 2.0" (ГК "АйТи").
CNews: Как меняется, по вашим наблюдениям, ситуация на рынке ВРМ в России?
Илья Машков: Рынок становится более динамичным и конкурентным. Решения разных поставщиков сближаются по своим функциональным возможностям, поэтому выбирать становится сложнее. Растет и процессная зрелость компаний, по крайней мере "теоретическая": пожалуй, уже все кому не лень обзавелись процессными подразделениями, в которых работают очень грамотные специалисты, разговаривающие с поставщиками на одном языке. Но с точки зрения практического применения BPM уровень зрелости невелик: "низы" зачастую далеки от процессных технологий, а "верхи" ограничиваются лозунгами. И это, к сожалению, мешает наглядному проявлению эффекта от применения BPM, который сказывается на росте эффективности работы компании.
Алексей Будин: Если быть проще уже нельзя, то надо стать еще чуть проще
На вопросы CNews ответил Алексей Будин, директор компании ELMA.
CNews: Как развивается ваша ВРМ-практика? С какими сложностями вы чаще всего сталкиваетесь?
Алексей Будин: BPM-система – это один из инструментов управления компании (зачастую центральный инструмент), и им активно пользуется руководитель. Сложность зачастую заключается в том, чтобы инструмент стал "родным" и удобным.