Во многих странах реализуются амбициозные проекты по развитию современной городской инфраструктуры на базе широкого использования достижений современных технологий, в особенности средств ИКТ. Эта концепция получила название "умный город" (Smart City). В качестве основных ее составляющих можно выделить энергосбережение, экологичность, безопасность, доступность разнообразных услуг и электронное правительство, что обеспечивает комфортность проживания в таком городе.
Добиться такого качества и точности только оцифровкой спутниковых снимков невозможно, обязательно нужна полевая верификация. Компания HERE (подразделение фирмы Nokia) – одна из немногих, кто делает эту работу, что и помогает ей удерживать 80% рынка электронных карт для навигаторов.
Также востребованы геосервисы в задачах городского планирования с целью повышения качества управления земельными и водными ресурсами, градостроительстве и обеспечении экологической безопасности.
Данные HERE также используются для телематической системы автострахования. Преимуществом данного подхода является создание точнейших профилей водителей. Такие решения успешно используются в нескольких странах ЕС. Пилотные проекты страховых предложений на основе UBI запускаются в ЕС, Индии, Бразилии и Северной Америке.
От умного дома к умному городу
Лес – это не просто совокупность деревьев, это сложная экосистема, так и умный город – это не просто множество умных зданий. Юрий Кузьменко, начальник отдела ИТ ГКУ "Центр безопасности дорожного движения Московской области", представил три уровня типовых решений для построения интегрированной системы умного города: умный дом, интеллектуальный поселок, безопасный город.
Умный дом должен содержать системы управления микроклиматом, освещением, контроля доступа, видеонаблюдения и т.д. Если перейти на уровень поселка, то нужно позаботиться о контроле периметра, управлении ресурсами, обеспечить работу оперативно-диспетчерских служб. Далее, на уровне города к этим задачам добавляется еще и аналитическая работа, которую можно построить только на базисе единой структурированной системы НСИ и организации ситуационных центров, агрегирующих всю информацию.
В наш век мобильности даже дома и поселки не обязательно должны быть стационарными. Технические решения интеллектуального поселка с успехом применяются для оптимизации управления строительными объектами – точно так же организуется контроль периметра и всей территории, а технологии умного дома используются для управления мобильными жилищами строителей.
Умные технологии на транспорте
Управление транспортом неизменно остается одним из главных приоритетов для городских властей, особенно в мегаполисах. Юрий Кузьменко предлагает применить технологии умного дома, поселка и города для управления транспортными средствами, автохозяйством и всей транспортной системой. Благодаря мобильной связи, те же самые датчики, камеры видеонаблюдения и бортовое навигационное оборудование могут быть установлены на общественный и личный транспорт с целью создания условий комфорта и безопасности – в итоге получается умный автобус, не только умный дом. Например, после оснащения таким оборудованием школьных автобусов в Московской области количество нарушений скоростного режима при перевозке школьников сократилось в 5,5 раз.
Информационная система может обеспечить контроль и анализ ситуации в процессе перевозок, средства информирования пассажиров и т.д., а на уровне города нужна ИТС (интеллектуальная транспортная система), оборудованная системами контроля за транспортными потоками и управления движением. Ее цель – выработка и реализация стратегических задач управления транспортными потоками.
Однако, прежде чем что-то анализировать, нужно обеспечить сбор информации о транспортных потоках. Михаил Каштанов, ведущий эксперт информационно-аналитического портала "Геожизнь", говорит, что не нужно зацикливаться только на видонаблюдении, посредством телематики эта задача решается весьма эффективно. Датчики, установленные на дороге или транспортных средствах, могут поставлять данные сразу в цифровом виде, что гораздо удобнее для использования в информационной системе.
Анализ накопленной статистики позволяет выявлять места притяжения транспорта (районы, требующие парковок), участки дорожной сети с низкой пропускной способностью, требующие разгрузки или дублирования, основные маршруты миграции во времени и основные препятствия и оптимизировать методы регулирования дорожного движения.
Например, были проведены замеры скорости транспортного потока на МКАД до введения запрета движения грузовиков в дневное время и после. На внутренней стороне МКАД средние скорости движения автомобилей в дневное время повысились на 14,5%, а в ночное – снизились на 1,6%. На внешней стороне МКАД изменения скорости после того, как убрали грузовики, замечено не было. Аналитики портала "Геожизнь" объясняют эту асимметрию наличием большего числа съездов с внешней стороны кольцевой автодороги.
Также было подсчитано, что средний пробег по МКАД у 50% автомобилей составляет менее 10 км. Это говорит о том, что люди чаще всего выезжают на кольцо только ради того, чтобы попасть на соседнюю радиальную магистраль. Таким образом, решить проблему пробок на МКАД эффективнее всего можно было бы за счет повышения связности дорожной сети в черте города, считают эксперты.
Умный дом – значит энергоэффективный
Из обычных зданий умный город не построишь, в умном городе должны быть умные здания. Причем эти здания должны уметь взаимодействовать с городской инфраструктурой, чтобы составить единую экосистему. Владимир Максименко, генеральный директор "Центра автоматизации зданий", остановился на системных вопросах создания умного города и взаимосвязи его элементов.