Во многих странах реализуются амбициозные проекты по развитию современной городской инфраструктуры на базе широкого использования достижений современных технологий, в особенности средств ИКТ. Эта концепция получила название "умный город" (Smart City). В качестве основных ее составляющих можно выделить энергосбережение, экологичность, безопасность, доступность разнообразных услуг и электронное правительство, что обеспечивает комфортность проживания в таком городе.

страницы:

Подобные проекты относятся к инфраструктурным и бюджет их составляет десятки миллиардов долларов, как при строительстве новых умных городов с нуля, так и при модернизации существующих городских систем. Реализуются они всегда по инициативе правительств или местных властей с привлечением бизнес-партнеров, таких, как IBM, Cisco и др. Тем не менее, пока можно говорить лишь о пилотных проектах, до того, чтобы стать мэйнстримом, "умному городу" еще далеко.

4 июня 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics провели круглый стол "Умный город 2013: задачи-решения-результаты", в ходе которого обсудили различные аспекты реализации этой концепции в российских условиях. Основной вывод, который можно сделать, суммируя высказывания выступающих, заключается в том, что новые подходы к управлению городским хозяйством, обеспечению безопасности и повышению комфортности повседневной жизни сегодня востребованы вне зависимости от размера городов, будь то мегаполис как Москва, региональный центр как Краснодар, современный пригород или даже дачный поселок. Масштаб проектов может быть разный, но их цели схожи: удобство для жителей, повышение качества управления для власти и экономия для собственников и операторов городских систем.

Баланс интересов

Виктор Чернышев, заместитель генерального директора ГК "Светлый город", обратил внимание, что интересы и ожидания жителей, власти и управляющих компаний в отношении умного города очень сильно различаются. Поэтому необходимо тщательно выстраивать общий баланс интересов всех сторон, только тогда город получится действительно умным.

Так, для жителей прежде всего важно удобство получения различных услуг и их оплаты, включая ЖКХ, транспорт, парковки, медицинские и государственные услуги, и, конечно, быстрый интернет.

Для городских властей во главе угла – общественная безопасность, эффективное управление деятельностью экстренных и оперативных служб, управление дорожным движением и фиксация нарушений ПДД, планирование расходов и доходов, экологический мониторинг, прозрачное предоставление образовательных и медицинских услуг, и обеспечение режима "одного окна" для жителей и организаций при получении госуслуг.

У управляющих и ресурсоснабжающих организаций приоритеты другие: автоматизированный сбор данных с приборов учета, выставление и контроль оплаты счетов, прогноз потребления ресурсов и технологии энерогосбережения, погодно-ориентированное поведение инженерных систем, обеспечение автоматического и диспетчерского отключения систем при наступлении природных или техногенных катастроф, планирование ремонта и дебюрократизация взаимодействия с городскими властями.

Задача по созданию умного города осложняется еще отсутствием у таких проектов единого собственника, зависимостью от местных властей в интеллектуализации общегородской инфраструктуры и поддержки со стороны государства энергоэффективных решений. Нет на сегодняшний день и статистики по реальной окупаемости «умных» технологий.

Но даже в условиях такой неопределенности девелоперы рискуют заниматься возведением умных городов, хотя это создает дополнительную финансовую нагрузку – реализация "по-умному" многих систем оказывается дороже, но впрямую переложить эту стоимость на жителей не позволяет жесткая конкуренция на рынке недвижимости. С другой стороны, реализация концепции "умный город" позволяет создать более комфортную среду и понимает таким образом планку качества новых девелоперских проектов.

Умному городу нужны умные граждане

Все еще невысокая компьютерная грамотность населения – тоже большая проблема, потому что умное население – ключевой компонент умного города, отметил Виктор Чернышев. Действительно, чтобы разумно пользоваться всеми продвинутыми системами, от жителей умных городов потребуются определенные навыки и уровень интеллекта. А реально комфортная среда проживания может сформироваться только при наличии благожелательной, миролюбивой и здоровой атмосферы в городе.

Чтобы преодолеть этот фактор, в Краснодаре пошли по пути обучения граждан компьютерной грамотности. На базе ведущих ВУЗов Краснодарского края были организованы курсы, на которых в 2011 г. было обучено 350 человек, в 2012-м – 3000 и с начала 2013 – уже 1600. Учебник содержит более сотни страниц и в первую очередь ориентирует граждан на самостоятельное пользование электронными госуслугами.


Презентации участников конференции

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs Презентация Шевченко Григорий, первый заместитель генерального директора по коммерции, Открытые Технологии Презентация Лищук Владимир, консультант дирекции и и.о. заведующего лаборатории математического моделирования и мониторинга НЦССХ Презентация Коробова Анна, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы Презентация Романов Алексей, директор, ГАУ РМ «Госинформ»
Презентация Кузьменко Юрий, начальник отдела ИТ ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Московской области» Презентация Антониади Георгий, начальник управления информационно-коммуникационных технологий и связи администрации муниципального образования город Краснодар Презентация Каштанов Михаил, ведущий эксперт информационно-аналитического портала "Геожизнь" Презентация Чернышев Виктор, заместитель генерального директора, ГК "Светлый Город" Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: