Согласно статистике, компании СМБ обеспечивают 65% мирового ВВП и занятость 90% работающих. "Средний чек" на покупку лицензионного ПО, ИТ-оборудования и прочего в сегменте СМБ намного выше, чем у "частников". Соответствующую этому спросу структуру предложения было бы логично увидеть у крупнейших ИТ-вендоров. Но пока этого, пожалуй, не наблюдается даже в первом приближении. Почему так сложилось, попытались разобраться участники круглого стола CNews Conferences и CNews Analytics "Перспективы ИКТ в секторе СМБ".
Компании в СМБ тоже любят и умеют считать деньги. Однако их обороты относительно невелики. Поэтому то же самое предложение будет субъективно воспринято руководителем микробизнеса как возможность сэкономить, например, несколько десятков рублей в месяц на мобильной связи или полпачки бумаги за счет более эффективной офисной печати.
Как же побудить СМБ к тому, чтобы заказать у вендора или провайдера более эффективный с его точки зрения сервис? Ответов на этот вопрос примерно столько же, сколько самих ИКТ-компаний, работающих с малым бизнесом.
"Потребитель выигрывает не тогда, когда оператор запускает новый сервис, а лишь после того, как на рынке появляются готовые услуги, предназначенные конкретно для него, – поделился мнением старший менеджер "Вымпелкома" Сергей Таболин. – Около 90% от общего числа корпоративных заказчиков в Московском регионе – это малый и микро-бизнес. 80% от 30 тыс. компаний, ставших новыми клиентами "Вымпелком" в 2011 г., это МП. Когда мы в прошлом году начали создание комплексных отраслевых решений, то решили выяснить, что будет интересно нашим клиентам и провели исследование среди разных отраслей, делая акцент на СМБ", – рассказал он.
"В компаниях СМБ просто нет ИТ-специалистов. Мы можем выступить в качестве экспертов, которые соберут необходимый пул сервисов и помогут компаниям разобраться в том, что им необходимо. Больше всего потребитель выигрывает не от новых сервисов, а от готовых услуг, таких как наш пакет для оптовой торговли, включающий стационарную телефонию, доступ к Интернет, мобильную связь и корпоративный SMS-сервис, " – поделился результатами г-н Таболин. Дополнительно сэкономить компаниям СМБ поможет предоставляемая оператором возможность покупать определенное количество минут или гигабайт сразу для всей компании (без конкретизации и "разбивки" трафика по отдельным сотрудникам), оптимально подобранные безлимитные тарифы и прочее.
Недорого и почти идеально
"Белым пятном" назвал разрыв между корпоративными и домашними печатающими устройствами менеджер по развитию HP Россия Антон Колосов и описал взгляд своей корпорции на аппараты для СМБ: "Это такое достаточно непонятное "существо", которое должно обладать низкой ценой, малым размером, быть простым в настройке и обслуживании, уметь печатать из "облаков", подключаться к той локальной инфраструктуре, которая уже есть в компании и прочее". Впрочем, конкретные решения, по его словам, имеются.
"Знаете ли вы, сколько тратите на печать? – спросил спикер аудиторию. – К сожалению, ответа сегодня, как правило, не дают не только малые, но и большие компании". Стоимость устройства и картриджей, месячная нагрузка, скорость печати, - в такой последовательности компании СМБ изучают новое для них печатающее устройство. И только в последнюю очередь вспоминают про дополнительный функционал. "Про стоимость же отпечатка вспоминают обычно только тогда, когда речь идет об уже купленных устройствах. Ответ на этот вопрос обычно дается после долгих вычислений и с погрешностью 100 и больше процентов", – поделился спикер.
В поисках общего знаменателя
Потребности СМБ в ИКТ настолько разноплановые и зависящие от специфики конкретной компании, что многим сегодня хочется сделать вывод о том, что их крайне сложно или даже невозможно свести к единому знаменателю. А небольшие компании, кроме общего названия СМБ, по большому счету ничего не объединяет, кроме, разве что, бюджетных ограничений.
Сборника готовых ИКТ-рецептов на все случаи жизни для СМБ пока действительно нет. Обсуждение же докладов, сделанных на круглом столе, показало, что собравшихся представителей среднего-малого бизнеса волнуют сегодня скорее не модные концепции и перспективные технологии сами по себе, а совершенно конкретные вещи – наименования решений, стоимость, функционал.
Небольшой бизнес хочет, чтобы ему "продавали ИКТ", но довольно болезненно реагирует на сомнительные успехи менеджеров по продажам, сумевших навязать не используемые на практике решения. Ресурсы в СМБ действительно ограниченны, поэтому к подсчету затрат на покупку и внедрение там подходят весьма скрупулезно. И, в то же время, считают совсем не то, не совсем так и обращают первоочередное внимание вовсе не те параметры, к которым хотелось бы привлечь внимание вендорам, многих из которых логика СМБ явно приводит в некоторое замешательство.
И, наконец, очень многие бизнесмены, так и не получившие от ИТ- и других компаний того, что им действительно нужно, сегодня явно тяготеют к самообслуживанию во всем, что связано с ИКТ. Как именно будет называться то, что откроет СМБ дорогу к самостоятельности? ИТ-аутсорсинг, "облака", программно-аппаратные комплексы, не требующие обслуживания?
По результатам круглого стола можно сделать вывод о том, что вопрос об этом для СМБ, пожалуй, интересен, но гораздо менее актуален, чем конкретные решения. "Хотелось бы, наконец, обрести возможность собирать нужное ПО из готовых "кубиков" и разговаривать со специалистами на обычном языке, не приглашая специальных "переводчиков". Я не программист, ничего другого мне не нужно", – удачно резюмировал из зала мнение многих собравшихся финансовый директор компании "Инжиниринг Сбыт" Сергей Михеев, который потратил годы и миллиона на то, чтобы внедрить ERP, но, - как и 12 лет назад, - продолжает использовать Excel для ведения учета в своей СМБ-компании.
Презентации участников конференции