Расходы на ИТ в ритейле будут самыми быстрорастущими в ближайшие три года, обещает IDC. Повышение составит около 17,4% в год, тогда как в среднем по России расходы на ИТ будут расти на 11,6%, дойдя к 2015 г. до общей суммы 41,1 млрд долл. Эта динамика стала следствием влияния двух факторов. Во-первых, системы автоматизации торговли, внедрение которых было выполнено в массе своей в начале нулевых годов, требуют модернизации. Во-вторых, современные вызовы — мобильность, социальные сети, большие данные и "облака" создают новые модели покупательского поведения, которые должны быть реализованы в инновационных ИТ-решениях для ритейла. Все это обсуждалось на конференции CNews Conferences и CNews Analytics "ИТ-решения для розницы: оптимальный выбор".
Требования к аналитике в различных отраслях значительно отличаются, поэтому поставщикам решений приходится учитывать эту специфику. Отраслевое решение АТК QlikView for Retail для бизнес-анализа и построения управленческой отчетности в компаниях розничной торговли полностью учитывает специфику розничного бизнеса: необходимость оперативного анализа больших массивов данных; потребность оперативно реагировать на динамичное изменение рынка и необходимость проведения многофакторного анализа разносторонней информации.
Мифы ритейла
Виртуализация серверов и рабочих станций стала повседневной реальностью в ИТ, в том числе и в рознице. 53% компаний пребывают в уверенности, что виртуальная среда более безопасна по сравнению с использованием физических машин. "Повышенная устойчивость виртуальных машин к воздействию вредоносного ПО, к сожалению, не более чем миф. Однако, как выяснилось, это заблуждение весьма популярно среди российских компаний. Вместе с тем, отсутствие должного внимания к безопасности виртуальных устройств делает организации более уязвимыми перед современными угрозами", – сказал Владимир Удалов, руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков "Лаборатории Касперского".
Профессионалы в сфере ИТ-безопасности рекомендуют не забывать об управляемости, выбирать унифицированные решения для защиты физической и виртуальной инфраструктур, найти правильный баланс между производительностью и защищенностью и обратить внимание на характеристики используемого антивирусного ПО.
Но и даже тогда едва ли можно спать спокойно, поскольку "Лаборатория Касперского" ежедневно регистрирует до 70 тыс. новых угроз, которые в равной степени актуальны как для физической, так и для виртуальной IT-инфраструктуры.
"Неубиваемые" планшеты для продавцов
Андрей Невзоров, менеджер по работе с ключевыми заказчиками российского подразделения Motorola Solutions, говорил об инновационном подходе к автоматизации работы с покупателями. Происходящие сегодня изменения в сфере ИТ, такие как всеобщее распространение мобильных гаджетов и социальных сетей, формируют новые модели покупательского поведения.
Теперь покупатели хотят, чтобы их узнавали и помогали в процессе выбора нужного товара, что в больших магазинах давно стало проблемой. Также никто не собирается терпеть очереди и плохо информированных продавцов, которые не знают характеристик товара и его наличия на складе.
Обычные планшеты и смартфоны не подходят для такого интенсивного и жесткого режима использования, поэтому компания Motorola Solutions предлагает свой промышленный планшет ET1, который обладает дисплеем с ударопрочным стеклом, имеет порты для подключения сканера изображений, считывателя штрих-кодов, MSR, батарею, заменяемую без выключения устройства, камеры переднего и заднего обзора и ремень для фиксации на ладони. Такое устройство хорошо подходит для использования в торговом зале, на складе, в службе логистики и других производственных подразделениях.
Электронные счета-фактуры подталкивают развитие ЭДО
Конечно, тенденции электронного документооборота в ритейле набирают силу. Так, 23 мая 2012 г. вступил в силу приказ ФНС № ММВ-7-6/138, последний документ, необходимый для обмена юридически значимыми электронными счетами-фактурами. В связи с этим ожидается рост предложения интегрированных ERP-ECM решений, поддерживающих выполнение бизнес-транзакций, таких как поставка и отгрузка товара, в полностью электронном виде, что особенно актуально для розницы и дистрибуции.
Однако и вопрост управления печатью для предприятий розничной торговли продолжает оставаться актуальным. Михаил Хургес, директор по развитию ServiceDirect, рассказал об основных процессах и задачах, связанных с печатью документов в ритейле, а также о том, какие существуют механизмы повышения надежности и сокращения расходов. По его мнению, аутсорсинг сервисов печати вполне может быть таким механизмом. На основании SLA все заботы о наличии картриджей, бумаги и ремонте принтеров может взять на себя внешняя компания.
С ними согласен Илья Чернявский, руководитель ИТ-отдела компании "Элекс": "Магазин завтрашнего дня – это симбиоз инновационных технологий, позволяющий объединить ассортимент и цены огромного гипермаркета, дружелюбное, почти дружеское отношение маленького семейного магазинчика спального района, высочайшую скорость обслуживания клиента и, конечно же, доступность покупки с любого карманного гаджета".
Презентации участников конференции